Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Информационный бюллетень/Уникальные рубрики/Актуальное интервью/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

А.Н. Прусаков, заместитель руководителя Роскартографии: «Инфраструктура пространственных данных является,,,

А.Н. Прусаков, заместитель руководителя Роскартографии:

Инфраструктура пространственных данных является основой национальных информационных ресурсов и выступает не только как средство их интеграции, но и является государственным экономическим механизмом управления

Проблемы информационного обеспечения процессов подготовки и принятия управленческих решений в современных условиях приобретают исключительную важность. По оценке экспертов ООН, до 80% объема данных, необходимых для органов государственной власти, представляют собой пространственно привязанную информацию, или информацию, отнесенную к каким-либо географическим объектам.

Таким образом, возникла необходимость создания в стране инфраструктуры пространственных данных (ИПД), которая означает создание необходимых условий для получения, обработки, хранения, распространения и использования пространственных данных.

К настоящему времени в органах государственной власти, в том числе в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и коммерческих структурах, накоплен значительный объем различных данных, осуществляется разработка информационных систем для автоматизированного ведения кадастра разных отраслей и создания различных банков данных. Вместе с тем, доступ к этим данным, их обработка и восприятие затруднены из-за их разобщенности и разнородности, поскольку монопольным держателям этих данных приходится самостоятельно формулировать свои информационные требования при сборе и анализе различных данных, заниматься их идентификацией и классификацией, приобретать соответствующее программное и техническое обеспечение, решать проблему совместимости данных (форматы), их интеграции, генерализации и территориальной привязки с использованием разнообразной топографо-геодезической и картографической основы. И все это осуществляется в условиях ограниченного финансирования, в том числе из федерального бюджета, и дефицита квалификационных специалистов.

В развитых зарубежных государствах придается первостепенное значение созданию национальных баз или банков пространственных (географических) данных, предназначенных для свободного доступа различных потребителей. Такая практическая работа ведется в США в соответствии с указом Президента США № 12906 от 13 апреля 1994 г. Аналогичные интенсивные работы ведутся в Великобритании, Японии, странах Западной Европы, Иране и др.

В последние годы в мире и в том числе в России происходит внедрение ГИС-технологий различного уровня и тематической направленности, в том числе и ГИС-технологий межгосударственного назначения и использования. Однако эффективность развития и внедрения ГИС-технологий в решающей мере зависит от наличия разнообразной современной информации и конкретных данных, сбор, систематизацию и обновление которых, в том числе их унификацию и классификацию, целесообразно решать в рамках развития ИПД.

В Российской Федерации ИПД определяется следующим образом:
как система федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, как основных потребителей информации для систем учета (кадастра различного вида) и систем поддержки принятия управленческих решений;
как система изготовителей пространственных данных;
как наличие нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, технических стандартов и регламентов, определяющих характеристики баз пространственных данных, а также порядка получения, обработки, хранения, распространения и использования пространственных данных;
как наличие и функционирование фундаментальных баз данных (наборы данных), включающих геодезические сети, географические и топографические карты и планы, данные различных видов кадастра, материалы дистанционного зондироания земли, тематические пространственно привязанные данные и др.;
как наличие технологической структуры, позволяющей осуществить доступ к фундаментальным базам данных пользователей, а также средств интерпретации данных у потребителей.

Исходя из этого, ИПД является основой национальных информационных ресурсов и выступает не только как средство их интеграции, но и является государственным экономическим механизмом управления.

Исторически сложилось так, что подробные топографо-геодезические и картографические материалы в Российской Федерации являются закрытыми, и как следствие этого, недоступными для большинства потребителей. Вместе с тем, потребности отраслей экономики настоятельно требуют наличия топографо-геодезической и картографической продукции открытого доступа. Существующая нормативная правовая база и технологии позволяют создавать открытые карты. Однако общего подхода и технологических решений нет. Различного вида открытые карты и планы уже используются при выполнении кадастровых работ, разного рода регистрационных действиий при выпуске открытой картографической продукции для коммерческой реализации. Эта ситуация приводит к еще большей разобщенности как производителей данных, так и потребителей.

Решение этой проблемы состоит в создании консолидированными усилиями единой открытой цифровой картографической основы страны, что будет являться, как это обозначено в программе конференции, предметом детального обсуждения.

В утвержденной в 2000 г. Президентом Российской Федерации Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в состав ключевых требований по обеспечению национальных интересов включены следующие:
усовершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов;
развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов.
Под использованием информационных ресурсов понимается осуществление на их основе информационного обеспечения процессов управления, производственной, экономической, научной, социальной и иной деятельности, производство и распространение информационных продуктов и оказание информационных услуг гражданам и организациям.

Таким образом, основой ИПД должен быть постоянно поддерживаемый на современном уровне справочно-информационный фонд как средство для сбора, систематизации, длительного хранения, регулярного обновления, генерализации и преобразования накопленных в России пространственных и фундаментальных баз данных. Унифицированность средств предоставления и доступа к этим данным обеспечит их однозначное восприятие, толкование и использование на различных уровнях анализа, управленческой, хозяйственной и иной деятельности пользователей данных, в том числе в коммерческой деятельности. Фонд может быть реализован в виде Государственной распределенной базы пространственных данных (ГосБПД).

ГосБПД предназначена для выполнения следующих основных функций:
сбора, ведения и обновления имеющихся пространственных данных с одновременной систематизацией (классификацией данных);
поиска необходимых данных по заданным критериям;
представления (оперативное документирование) выбранной информации в удобной для пользователя форме, в цифровом виде и на бумажных носителях;
компоновки (сопряжения) пространственных данных, полученных из различных источников;
дополнительной обработки данных, определяемой поставленной потребителем задачей;
выдачи справок по вопросам, связанным с объектами пространственной информации: их местоположении, содержании, природных условиях, возможности использования существующей информации об этих объектах и др.;
контроль достоверности и полноты данных, полученных из различных источников;
оперативная обработка запросов к ГосБПД от различных потребителей (запросы из регионов, министерств, ведомств и других потребителей);
обеспечение учета и документирования передаваемых данных;
предоставление пространственных данных в Интернет в установленном порядке.

Предполагается, что пространственные данные будут храниться в министерствах и ведомствах, субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления и других, создающих эти данные организациях с различными формами собственности. Этим определяется распределенность ГосБПД.

ГосБПД является информационной базовой основой для эффективного внедрения ГИС-технологий различного уровня и тематической направленности, например, ГИС ОГВ, ГИС «Субъект», ГИС СНГ и других, в том числе региональных, ведомственных и коммерческих геоинформационных систем.

Государственный статус базы пространственных данных определяется следующими основными факторами:
большая часть информации, накопленной в органах власти различного уровня, в министерствах и ведомствах создана в основном за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поэтому является государственной собственностью и не подлежит безусловной монополизации ее держателями;
пространственные данные, хранящиеся сегодня в разных органах власти, министерствах и ведомствах в различных стандартах (форматах, классификаторах, правилах цифрового описания), должны быть унифицированы в единую государственную систему классификации и кодирования информации для широкого ее использования различными потребителями;
использование информации ГосБПД различными потребителями должно быть регламентировано соответствующими государственными нормативными актами, определяющими порядок сбора, систематизации, унификации, хранения и выдачи информации потребителям, с учетом действующих основных законов Российской Федерации в условиях рыночной экономики.

Использование фундаментальных баз данных совместно с геоинформационными технологиями позволяет обеспечить органы государственной власти качественно новыми системами поддержки принятия управленческих решений, сделать работу органов власти прозрачной и доступной для населения.

Ключевым, интегрирующим звеном в ИПД является унифицированная топографо-геодезическая основа.

К началу 2002 г. территория Российской Федерации полностью покрыта цифровыми картами только мелких масштабов 1:1 000 000 и 1:200 000. Средств на создание цифровых карт масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, пользующихся наибольшим спросом в органах государственной власти, катастрофически не хватает.

В России в настоящее время в цифровом виде, пригодном для обработки в компьютерных системах, представлено менее 1% материалов государственного картографо-геодезического фонда.

Вместе с тем, переход Правительства Российской Федерации к концепции «Электронного правительства», который сейчас реализуется в стране, невозможен без всестороннего внедрения ГИС. В областях, где осуществляется учет и управление территориями, необходима пространственная информация, представленная в цифровом виде.

Проведенный Федеральной службой геодезии и картографии России анализ требований министерств и ведомств к картографическому и топографо-геодезическому обеспечению страны убедительно показал, что сложились объективные предпосылки для неотложного принятия комплекса мероприятий по созданию в Российской Федерации инфраструктуры пространственных данных. Основными из них должны быть следующие:
1. Подготовка проекта Указа Президента Российской Федерации «О создании в Российской Федерации инфраструктуры пространственных данных».
2. Рассмотрение на заседании Правительства Российской Федерации вопроса «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования пространственных данных» и соответственно подготовка и выпуск постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по созданию инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации».
3. Создание правительственной комиссии по пространственным данным.
4. Создание межотраслевой рабочей группы для подготовки развернутой концепции создания.
5. Разработка отраслевой программы развития геодезических и картографических работ для создания ИПД.
6. Принятие программы мер по созданию единой открытой картографической основы страны, в том числе как средства интеграции тематических и пространственных данных.

В рамках подготовки к созданию ИПД в стране Роскартографией ведутся работы по созданию Центральной базы метаданных (БМД) о топографо-геодезической и картографической продукции, включенной в федеральный картографо-геодезический фонд. Положение о федеральном картографо-геодезическом фонде утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2000 г. № 669. Разработана концепця центральной БМД. С 2002 г. начаты работы по заполнению центральной БМД. Материалы и данные федерального картографо-геодезического фонда используются для обеспечения геодезической и картографической продукцией и информацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан на договорной основе в соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии».

Федеральный картографо-геодезический фонд является в свою очередь составной частью государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации. Представляется целесообразным скоординировать усилия министерств и ведомств по созданию единой ИПД в Российской Федерации.

Предложенный выше комплекс мероприятий по созданию в Российской Федерации ИПД предусматривает совместную и скоординированную работу таких министерств и ведомств, как Минфин России, Миэкономразвития России, Роскартография, МПР России, Минобороны России, Росгидромет, Росземкадастр, ФАПСИ, Росавиакосмос и др.


В продолжение темы см. материалы номера:
1. Насколько актуальна для России задача создания единой инфраструктуры пространственных данных?
2. Какие базовые принципы должны быть отражены в разрабатываемой концепции?
3. Какова должна быть последовательность шагов по созданию единой инфраструктуры пространственных данных в РФ?


Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Инфраструктура ПД
Публикации / Наши издания / Информационный бюллетень / Содержание журналов / № 1(38)-2(39) Геоинформатика 2003
Публикации / Наши издания / Информационный бюллетень / Уникальные рубрики / Актуальное интервью
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: ИБ № 1(38)-2(39) Геоинформатика 20:13:37 26.06 2003   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.029654026031494 sec, Question: 91