Солонцов О.Н. (Рослесхоз) о формировании национальной системы инвентаризации лесов
На сайте "Лесные Вести" опубликовано интервью Гайвы Е. с начальником Управления лесного реестра, инвентаризации лесов и лесоустройства Федерального агентства лесного хозяйства О.Н. Солонцовым "Крупный счет". В нем рассказывается о роли учета лесов в развитии отрасли. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
– Олег Николаевич, в последнее время много говорится о необходимости повышения эффективности использования лесных ресурсов страны. Для этого требуется владеть точными и достоверными данными о состоянии лесного фонда. Какие это должны быть данные, как их собрать?
– Объективная и актуальная информация о ресурсах в любой отрасли экономики является основой для анализа ситуации, выработки стратегических решений и планирования долгосрочного развития. Данные о лесах страны собираются с помощью различных видов лесоучетных работ. Государственная инвентаризация лесов является наряду с лесоустройством, государственным лесным реестром и постановкой лесных участков на кадастровый учет одним из самых важных элементов системы лесоучетных работ в России. Это не только самый важный, на мой взгляд, элемент этой системы, но и самый молодой вид лесоучетных работ в нашей стране. По сути, можно сказать, сегодня в России идет создание национальной системы инвентаризации лесов. Этот процесс начался с 2007 года и в настоящее время идет в соответствии с государственной программой РФ «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 годы». Работы планируется завершить в 2020 году.
Главными целями инвентаризации являются своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса, оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесной охраны.
В настоящее время речь идет о повышении эффективного использования наших лесных ресурсов. Организация устойчивого управления лесами и их многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования невозможна без объективных данных об их состоянии, количественных и качественных характеристиках. В рамках Государственной инвентаризации лесов выполняется четыре вида мероприятий. Это определение количественных и качественных характеристик лесов, дистанционный мониторинг использования лесов, оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также формирование федеральных информационных ресурсов. Каждый из этих видов мероприятий имеет свой объект работ и метод достижения цели. При этом все они направлены на достижение целей проведения ГИЛ, названных в Лесном кодексе Российской Федерации.
– Насколько полными данными о лесах мы обладаем, есть ли белые пятна?
– Определение количественных и качественных характеристик лесов – технически сложный процесс, требующий серьезных финансовых, временных и трудовых затрат. Конечно, в идеале хотелось бы быстро получить абсолютно полные данные по всем лесам России. Однако совершенно понятно, что непосредственно обследовать каждый участок леса на площади более 8,5 миллионов квадратных километров на практике вряд ли возможно. Потому используются для проведения инвентаризации выборочные математико-статистические методы. Формируется выборка участков леса, где проводятся инструментальные измерения с периодичностью наблюдения раз в 10 лет. Затем в соответствии с полученными результатами данные распространяются на всю совокупность лесов.
В основе работы по определению качественного и количественного состава лесов, которая развернулась в настоящее время, лежит формирование сети постоянных пробных площадей, по которым в последующем будут проводиться постоянные регулярные обследования. Государственная программа «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 годы» включает такой показатель (индикатор), как «доля площади лесов, в которых осуществляется Государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов». Так вот к 2020 году Государственная инвентаризация лесов охватит 58 % площади лесов Российской Федерации. Начиная с 2007 года Государственная инвентаризация лесов с проведением измерений на пробных площадях выполнена на общей площади 274 миллиона гектаров, что составляет 23 % площади лесов Российской Федерации. Установленный госпрограммой показатель на 2014 год достигнут.
– Какие свежие данные по составу лесов России уже получены?
– В настоящее время мы уже обладаем актуальными данными по части лесов России. Всего в рамках Государственной инвентаризации лесов заложено более 40,8 тысячи постоянных пробных площадей. С 2011 по 2014 год такая работа завершена в 30 субъектах Российской Федерации. В 2014 году 4 800 пробных площадей заложены в 28 субъектах Российской Федерации на территории 17 лесных районов. В результате на основе использования современных методик появилась возможность определить количественные и качественные характеристики лесов на площади 42 миллиона гектаров. По 19 субъектам обработаны результаты и составлены аналитические обзоры, в которых отражена объективная информация о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках. Таким образом, на сегодняшний день мы располагаем самой актуальной информацией о состоянии лесов в Республиках Алтай и Карелия, Алтайском крае, пятнадцати областях – Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Ярославской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тульской, Новгородской. В этом же ряду и Еврейская автономная область. На основании производимых оценок будет формироваться отчетность для обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по направлениям международного переговорного процесса по лесам, разрабатываются прогностические модели динамики лесных экосистем.
По мере формирования системы Государственной инвентаризации лесов будет повышаться полнота и точность данных. В целом можно сказать, что имеющиеся качественные и количественные характеристики российских лесов позволяют доказательно определить их место и значение в мировом экологическом пространстве, формировать средне- и долгосрочную перспективу развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации как на региональном, так и на федеральном уровнях. Также появляется возможность обеспечить достоверной информацией органы государственной власти для принятия управленческих решений на уровне субъектов и Российской Федерации в целом.
– Какую роль играет научно-методическое обеспечение проводимых работ?
– При определении качественных и количественных характеристик лесов применяется научно обоснованная методика, разработанная в итоге сотрудничества с рабочей группой ФАО ООН по проблемам ГИЛ в России с Рослесхозом, основанная на применении современных данных ДЗЗ сверхвысокого разрешения и стратифицированной (комбинированной) выборке мест размещения постоянных пробных площадей. Конечные цифры получаются на основе расчетов. С использованием методов математической статистики очень важно построить точный алгоритм и внести в формулу максимально точные исходные данные, например, по стратификации лесов и результаты измерений на пробных площадях. Рослесхоз осуществляет контроль за проведением работ по определению количественных и качественных характеристик лесов на всех этапах их выполнения. В этом году департаментами лесного хозяйства по федеральным округам были проведены камеральные проверки качества стратификации лесов, а также полевые проверки качества измерений на постоянных пробных площадях. Большое значение также имеет общение специалистов по инвентаризации лесов во время профессиональных дискуссий. В 2013 году Рослесхозом проведено Всероссийское совещание по использованию материалов Государственной инвентаризации лесов в интересах охраны окружающей среды в городе Брянске. Одним из решений по его итогам стала разработка научно-методического обеспечения совершенствования Государственной инвентаризации лесов России. Данную работу проводит Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН.
В результате должны быть подготовлены предложения и рекомендации по совершенствованию нормативной правовой и инструктивно-методической базы Государственной инвентаризации лесов.
– Возникают ли какие-то проблемы при инвентаризации лесов?
– Можно выделить несколько сложных вопросов, которые предстоит решать. Во-первых, это обследование лесов на труднодоступных территориях. Достичь некоторых лесных участков, расположенных за сотни километров от населенных пунктов, горных лесах, болотистой местности, чтобы провести обследование, бывает практически невозможно. Но без данных о таких лесах информация будет неполной. Во-вторых, требуется доработка алгоритмов программного обеспечения Государственной инвентаризации лесов с учетом задач лесной отрасли. Актуальность этой задачи будет повышаться по мере все более широкого использования недревесных ресурсов и других полезных свойств наших лесов. Наконец необходимо решать вопрос о соблюдении периодичности наблюдений на постоянных пробных площадях ГИЛ. Государственная инвентаризация лесов охватит к 2020 году 58 % площади лесов России, и тем самым 1-ый цикл ГИЛ завершится только к 2025–2027 году.
– Насколько эффективен дистанционный мониторинг использования лесов, какие сведения можно получить с его помощью?
– Дистанционный мониторинг предназначен прежде всего для контроля за соблюдением норм законодательства в лесном хозяйстве. В ходе мониторинга возможно выявлять места рубок и проводить анализ соответствия их параметров условиям договоров аренды, купли-продажи и лесным декларациям, устанавливать несоответствие фактического их местоположения. С другой стороны, этот механизм используется для выявления мест и определения площади незаконных рубок, нарушений действующих правил рубок и порядка отвода лесосек при проведении сплошных рубок, самовольного использования земель лесного фонда. В рамках Государственной инвентаризации лесов дистанционный мониторинг является одним из основных мероприятий Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2011–2014 годы.
Данный механизм применяется в зоне интенсивного лесопользования с 2005 года и показал свою эффективность. Получаемые материалы активно используют в своей практической деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, управления МВД России, ФТС России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, другие федеральные и региональные органы государственной власти.
– Какие вы видите направления совершенствования дистанционного мониторинга использования лесов?
– Прежде всего, как и с учетом леса, необходимо обеспечить выполнение плановых индикаторов. В государственной программе «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 годы» установлены объемные показатели площади земель лесного фонда, на которых осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов. На 2014 год этот индикатор должен составить 43 %. Работы по мониторингу в этом году проведены на территории 101 лесничества в 26 субъектах Российской Федерации, охвачена площадь в 74,8 миллиона гектаров. Особое внимание уделяется неблагополучным в плане нарушения лесного законодательства территориям. Так, оперативный мониторинг с 2014 года проводится на территории Приморского края, где сложилась непростая ситуация с незаконными рубками.
Среди основных задач по совершенствованию данного направления стоит выделить обеспечение непрерывного оперативного мониторинга, в том числе и в зимний период для повышения выявляемости нарушений лесного законодательства. Также необходимо расширять использование данных дистанционного зондирования Земли с отечественных космических аппаратов, что обеспечит снижение затрат на проведение работ по дистанционному мониторингу из федерального бюджета. Мониторинг поможет и в решении других задач лесной отрасли. Так, например, использование мультиспектральных снимков позволит повысить точность дешифрирования, ведь в настоящее время при Государственной инвентаризации лесов используются преимущественно панхроматические снимки. Также внедрение применения радарных снимков на больших площадях даст возможность вести съемку в условиях облачности
и получать оперативные данные.
– Олег Николаевич, вы сказали, что в ходе Государственной инвентаризации лесов также проводится оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Какие регионы лучше всего выполняют лесоводственные требования?
– Оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов действительно нацелена на определение качества исполнения субъектами Федерации переданных им полномочий в области лесных отношений и контроля за эффективным расходованием субвенций из федерального бюджета. Оценка проводится в полевых условиях. При этом в каждом субъекте Российской Федерации должно быть обследовано не менее 10 % лесничеств для проведения обследования.
В 2014 году работы по оценке мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использования лесов проведены на территории 39 субъектов в 88 лесничествах. Обследовано более 7 тысяч лесных участков, что составило примерно 10 % от всех лесных участков, где были выполнены лесоводственные мероприятия. Приведу некоторые данные по федеральным округам. Доля участков, на которых качество проводимых мероприятий не соответствует требованиям по защите лесов, меньше всего в Северо-Кавказском федеральном округе (только 6 %). Округ также лидирует по качеству воспроизводства лесов (7 % участков не соответствует требованиям) и их использования (требования выполнены на всех обследованных участках). По качеству охраны лесов лидирует Южный федеральный округ, здесь выявлено только 9 % участков, где качество проводимых мероприятий не соответствует требованиям. В целом лучше всего лесоводственные мероприятия выполняются в Северо-Кавказском, Южном и Северо-Западном округах.
Стоит отметить, что качество выполнения лесохозяйственных мероприятий в субъектах Российской Федерации улучшается или как минимум поддерживается приблизительно на одном уровне. Если в 2010 году количество лесных участков с выявленными нарушениями лесоводственных требований при проведении мероприятий составляло по России в целом 41 %, то в 2011 году – 33 %, в 2012 году – 28 %, в 2013 году – 30 %, в 2014 году – 31 %. Такие оценки дисциплинируют участников лесных отношений в субъектах Российской Федерации, способствуют повышению их профессиональных навыков. В обследования лесных участков и проверках качества оценки участвуют представители лесничеств, органов исполнительной власти субъектов Федерации, департаментов лесного хозяйства по федеральным округам. На конкретных примерах, в лесу, высококвалифицированные специалисты разбираются в тонкостях выполнения тех или иных лесохозяйственных работ.
– К отстающим регионам могут применяться какие-то меры?
– Рослесхозом внесены изменения в Методические рекомендации по проведению Государственной инвентаризации лесов в целях повышения эффективности проводимой работы. Теперь по каждому лесному участку с выявленными нарушениями лесного законодательства при проведении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, затраты на которые были выделены в виде федеральных субвенций, в отчетах по Государственной инвентаризации лесов указываются расходы по конкретному мероприятию. Результаты по ГИЛ направляются департаментами лесного хозяйства по федеральным округам в территориальные органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования.
– Какие существуют проблемы, каковы актуальные задачи в области учета лесов на ближайшее время?
– Основные планы на 2015 год заданы программой «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 годы». Продолжится развитие технического, технологического и программного обеспечения Государственной инвентаризации лесов, будут шире внедряться дистанционные методы определения количественных и качественных характеристик лесов на труднодоступных и малонаселенных территориях. Также нам предстоит работать над развитием научного сопровождения, совершенствованием методов анализа и интерпретации данных.
Планируется уделить внимание развитию системы дистанционного мониторинга. При этом будет расширяться взаимодействие с Федеральным космическим агентством по вопросам дистанционного зондирования с космических аппаратов. В направлении охраны, защиты и воспроизводства лесов предстоит развивать и совершенствовать систему критериев оценки с целью повышения их объективности. Есть также ряд важных задач по повышению оперативности, достоверности информации, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Федерации через автоматизированную систему государственного лесного реестра.
"...начальником Управления лесного реестра, инвентаризации лесов и лесоустройства Федерального агентства лесного хозяйства"?! Вот-так должность! Уважаемый А. Райкин отдыхает. А леса исчезают, как вода из решета.