Тестоедов Н. (ОАО "ИСС"): в группировке исправно функционируют семь аппаратов "Глонасс-М", которые уже отработали гарантированный срок
На сайте "Интерфакс-АВН" размещено интервью с генеральным директором ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) Н. Тестоедовым "Всегда важно заглянуть за горизонт". В нем о рассказывается предварительных итогах работы спутникостроительной фирмы, ее ближайших планах и о влиянии западных санкций. Приводим фрагмент, полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— 1 декабря на орбиту запущен второй спутник "Глонасс-К1". Чем важен для ИСС этот запуск?
— Второй спутник линейки "Глонасс-К1" для нас очень важен. Его отличие от аппаратов предыдущего поколения "Глонасс-М" понятно. Это и увеличение срока активного существования с семи до десяти лет, и снижение массы аппарата почти в 1,5 раза. Все это вместе позволяет снизить расходы на создание и запуск спутников в интересах поддержания орбитальной группировки ГЛОНАСС.
"Глонасс-К1" передает большее количество навигационных сигналов, чем его предшественник. Как следствие, он обеспечивает более точное местоопределение в интересах гражданских и военных пользователей. Это эффективное решение целевой задачи.
Еще одна особенность "Глонасс-К1" – его многофункциональность. Помимо собственно навигационной задачи, он работает в интересах международной гражданской системы КОСПАС-САРСАТ, созданной для поиска и спасания попавших в бедствие. Есть у "Глонасс-К1" и другие функции.
Появление новых функций во многом объясняется тем, что ГЛОНАСС – система глобальная. Каждый миг над нами "созвездие" из восьми аппаратов, которые он-лайн решают основную задачу – местоопределения и попутно могут работать и на другие задачи. Этим навигационная спутниковая система отличается, к примеру, от тех же группировок дистанционного зондирования Земли, где аппараты пролетают над одной точкой с большим временным интервалом.
Поэтому, конечно, очень эффективно, по-хозяйски правильно, когда глобальная группировка решает глобальные задачи, помимо основной навигационной.
Если это, конечно, возможно. Потому что любой космический аппарат не безразмерен, у него есть определенные ограничения – по массе, энергетике. Вы, например, можете поставить на него гигантскую антенну, но тогда он будет неконтролируем с точки зрения внешних воздействий, того же "солнечного ветра".
Поэтому, конечно, мы постоянно думаем о минимизации массово-габаритных характеристик своих аппаратов. Например, на "Глонасс-К" стоят панели солнечных батарей с трехкаскадным арсенидом галлия. Он намного дороже, чем использовавшиеся ранее материалы. Зато арсенид позволил в два раза уменьшить площадь солнечных батарей при увеличении их энергетики. Соответственно, уменьшилась "парусность" по отношению к "солнечному ветру".
Первый "Глонасс-К1" мы запустили три с половиной года назад, и он сыграл очень важную роль. Первый летный навигационный аппарат негерметичного исполнения показал те сложности, с которыми мы столкнулись при переходе к новым приборам, новым точностям.
По результатам летных испытаний, мы провели очень глубокую доработку того экземпляра, который оставался на земле и который мы запустили 1 декабря.
Для этого и проводятся летные испытания. Опыт показывает, что, если после первого аппарата серии идет задержка второго, значит, первый опытный спутник полноценно выполняет свою испытательную функцию по получению той информации, которая необходима для движения всего проекта вперед.
— Первоначально планировалось запустить всего два спутника "Глонасс-К1" и потом перейти на спутники "Глонасс-К2". С чем связан дополнительный заказ еще девяти "Глонассов-К1"?
— Вначале, действительно, мы хотели после двух спутников "Глонасс-К" №11 и №12 перейти к запуску более совершенных аппаратов "Глонасс-К2". Но, к сожалению, планы пришлось несколько скорректировать.
Во-первых, из-за санкционных ограничений на поставку в Россию западной радиационностойкой электронной компонентной базы. Мы вынуждены провести глубокую переработку технической и технологической документации, что сдвигает нас по срокам, как минимум, на год-два.
С учетом того, что группировка ГЛОНАСС наращивалась с темпом 3-6 аппаратов в год, то и выбывать спутники с окончанием их срока активного существования будут примерно с таким же темпом. Задержек с восполнением быть не должно. Поэтому и было решено поддерживать необходимую численность спутников в системе на основе аппаратов нового поколения – "Глонасс-К", пусть даже и первого этапа.
То есть для того чтобы плавно перейти к группировке с многофункциональными, очень сложными спутниками "Глонасс-К2", решено несколько продолжить промежуточную линейку спутников "Глонасс-К1" и мы готовим к запуску девять аппаратов этой серии.
Это позволит не допустить снижения количества спутников в орбитальной группировке ниже 24-х и тем самым обеспечить потребности как российских, так и зарубежных пользователей в соответствии с законом о навигации.
При этом частично уже включаются те преимущества, которые обеспечиваются при переходе от «Глонассов-М» к «Глонассам-К». Это и многофункциональность, и большее количество навигационных сигналов, меньшая восприимчивость к помехам типа «солнечного ветра». То есть все равно «Глонасс-К1» - это существенный шаг, по сравнению с «Глонассом-М».
Другое дело, что переход от аппаратов одного поколения к аппаратам следующего поколения – слишком революционный шаг. И промежуточный этап необходим. Он оказался чуть более длинным, чем полагали вначале.
Что касается существующей группировки ГЛОНАСС, то можно отметить такой, считаю, положительный факт. Сегодня в ней исправно функционируют семь аппаратов "Глонасс-М", которые уже отработали гарантированный срок активного существования - семь лет. Когда меня спрашивают, что вы не запускаете новые "Глонассы-М", я отвечаю: а зачем? Те, что на орбите, работают. Зачем тратить дополнительные деньги на носители, на запуски? Гораздо лучше иметь запас готовых аппаратов на земле, готовых к быстрому запуску. А ракеты можно использовать для более актуальных задач.
— Планируется ли делать и запускать тестовые спутники "Глонасс-К2"?
— Это многофункциональные габаритные аппараты. С очень большими отличиями от аппаратов «Глонассов-К1». И, конечно, для этой линейки тоже будут строиться тестовые спутники, которые пройдут весь цикл испытаний. В том числе два летных аппарата.
Кстати, задержка с запуском второго аппарата «Глонасс-К1» подтверждает необходимость именно такого подхода. Он находит отражение в нормативных документах, потому что за этим многолетний, за десятки лет накопленный опыт космонавтики.