Волков Д. (АСИ): некачественные ПЗЗ становятся ограничителем инвестиционного развития
На сайте "Российская газета" опубликована статья Дм. Волкова общественного представителя Агентства стратегических инициатив (АСИ) "Все карты в руки". В ней рассказывается о проблемах в сфере градостроительного проектирования. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
В 2005 году был принят новый Градостроительный кодекс РФ, который предусматривает достаточно сложную схему территориального планирования размещения объектов. Оно проводится сначала на федеральном уровне, потом на региональном и, наконец, на уровне местного самоуправления. Затем начинается процесс территориального зонирования.
На основании нормативов градостроительного проектирования готовится документ под названием "Правила землепользования и застройки" (ПЗЗ), который утверждает представительный орган муниципалитета. Несмотря на то, что кодекс принят в 2005-м, утверждение ПЗЗ в городских поселениях и округах завершено только в этом году. И произошло это не в последнюю очередь потому, что данное мероприятие было включено в Дорожную карту Национальной предпринимательской инициативы и выполнено под жестким контролем бизнес-сообщества и минэкономразвития РФ. Все дело в том, что грамотное составление ПЗЗ дает инвестору полную информацию о том, где и что можно строить, какие трудности стоит ожидать. Некачественные Правила становятся ограничителем инвестиционного развития.
Но оказывается, что дальнейшие действия, - разработка документов по планировке территории и выдача градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), проектирование, - невозможны. Существующий регламент не позволяет сделать это так, как устроит будущего застройщика. И сегодня это одна из ключевых проблем. Значительное количество региональных практик в области градостроительства направлено на поиск "обхода" принципа универсальности градостроительного регламента.
На мой взгляд, чтобы предложенная схема заработала, необходимо предпринять некоторые шаги.
Во-первых, минстрою РФ следует сформулировать жесткие требования к уровню квалификации людей, оформляющих данную документацию. Это можно сделать в виде лицензирования, саморегулирования, аттестации или сертификации.
Во-вторых, заказчикам ПЗЗ, прежде всего муниципалитетам, нужно бороться с организациями, которые, пользуясь отсутствием квалификационных требований на госуровне, занижают стоимость разработки ПЗЗ на конкурсах и аукционах, демпингуют и в итоге создают некачественную документацию. Поэтому следует использовать методы качественного размещения заказов, предусмотренные законодательством, корректно и полно формулируя техзадания, устанавливая жесткие квалификационные требования, используя инструменты обеспечения исполнения обязательств, например, безотзывные банковские гарантии.
В-третьих, субъектам РФ необходимо внедрять лучшие практики разработок ПЗЗ и документации по планировке территории.
И, в-четвертых, на федеральном уровне следует унифицировать взаимодействие IT-систем, таких как кадастр, информационная система территориального планирования (ФГИС ТП), интегрированная автоматизированная инфосистема обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), фонды материалов и результатов инженерных изысканий, сделать этот процесс удобным для использования. Все эти данные должны быть частями одной ГИС-системы, а не разрозненными базами данных.