Спецпотребители должны использовать навигационную аппаратуру соответствующих характеристик
Спецпотребители должны использовать только навигационную аппаратуру соответствующего уровня, поскольку применение непрофессиональной аппаратуры грозит ошибками, неточностями и искажением информации, заявил журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев.
Что же может случиться со спецпотребителями, использующими непрофессиональную навигационную аппаратуру?
«Во-первых, ввиду недостатка точности сильно сузится круг решаемых и, главное, перспективных задач. Например, если навигационно-информационные системы так и останутся в первом поколении своего развития, на уровне банального мониторинга по принципу «находится где-то здесь/там», то такие системы, конечно, никогда не войдут в состав средств, применяемых при решении оперативных задач с привлечением мобильных групп различного назначения и дислокации», - сказал он.
Во-вторых, пояснил А.Муравьев, со сбоями недостаточно надежной аппаратуры можно мириться при поездке на дачу. Но при выполнении оперативных рейдов, особо важных перевозок, при планировании и реализации спецопераций, искажения или отсутствие информации недопустимы даже кратковременно.
В-третьих, наиболее уязвимым местом навигационной аппаратуры является приемный тракт по отношению к различного рода помехам. Это могут быть непреднамеренные, например, атмосферные или индустриальные помехи (за счет ионосферных явлений, некоторых телевещательных каналов, излучений радиотехнических средств на неосновных частотах и т.п.), или преднамеренные помехи. Причем, преднамеренные помехи, например, заградительные или, что особенно опасно, имитационные, в настоящее время имеют возможность организовать не только преступные элементы и террористы, но и просто хулиганы.
«Помехи в любом случае могут вызвать либо перерывы в навигационных определениях, либо отскоки и даже плавные уходы показаний в сторону от истинных, что приведет к существенным искажениям навигационной информации и, следовательно, к срывам сопровождения маршрутов и мониторинга контролируемых средств со всеми вытекающими последствиями», - рассказывает А.Муравьев.
Это не означает, что спутниковая навигация слишком уязвима и имеет ограниченное специальное применение, полагает он. Это означает, что неспециализированная аппаратура не должна применяться для специальных задач. Это означает, что навигационная аппаратура специального назначения должна иметь повышенные по сравнению с обычной аппаратурой показатели помехозащиты и обязательно использовать ВТ-сигналы, кодированные и рекомендованные только для санкционированных потребителей.