It-eburg.com: картографический проект OpenStreetMap собрал уже 2 млн участников
На сайте "It-eburg.com" опубликовано интервью В. Ермаковой с Д. Киселёвым, одним из разработчиков проекта OpenStreetMap "DUMP-2015: как уральские разработчики создали Википедию для карт". В нем рассказывается о проекте OSM. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
20 марта в Екатеринбурге пройдет конференция разработчиков DUMP-2015. Одним из докладчиков в секции «Управление разработкой» станет Дмитрий Киселёв.
Суть проекта — нарисовать карту мира. Процесс совместного составления карты во многом похож на редактирование Википедии — там пользователи редактируют статьи, а здесь — кусочки карты. Сейчас на сайте зарегистрировано 2 миллиона участников.
— Какие именно данные собирает карта? И чем она отличается от обычных географических карт? — В принципе, особых ограничений по типу данных нет. Кто-то почтовые ящики или канализационные люки отмечает, кто-то леса рисует, кто-то домики, кто-то адреса и организации. Однако мы стараемся не вносить информацию, которую нельзя проверить или которая быстро устаревает. Еще, пожалуй, у нас неудобно хранить и собирать данные по ландшафту, поэтому 3d-домики - пожалуйста, а вот 3d-модель рельефа - нет. С обычными географическими картами, - смотря что считать обычными картами.
Если сравниваться с Google Maps, Яндекс.Картами или Роскартографией:
Во-первых, исходные данные карты бесплатны и открыты. То есть вы можете не только посмотреть карту в вебе, вы можете получить всю исходную геометрию и всю атрибутивную информацию. Вы можете использовать эти данные в своих проектах, можете делать навигацию, поиск, научные исследования.
Во-вторых, это отзывчивость комьюнити проекта. Я не знаю других способов получить, к примеру, карту удаленных районов Африки, с подробностью до домов и тропинок, в недельные сроки, да еще и безвозмездно. Наконец, это хорошее экспертное сообщество по веб-картографии и геоинформатике. Сам проект не требует особых познаний, но. Естественно, открытость и доступность данных привлекает экспертов по геоинформационным системам.
В-третьих, если говорить о содержательной части карт, то OSM, по-моему, самые дружелюбные к пешеходам карты. Это и пешеходные маршруты, и препятствия (лестницы, заборы, надземные и подземные пешеходные переходы), и огромное количество тропинок и городских подробностей. Дворы, лавки, парки. С OSM очень приятно путешествовать.
— Как пришла идея создать такой проект? — Идея родилась в Англии, у основателя проекта Стива Коста. Во многом ситуация с картами у англичан и у нас была схожей. Был государственный поставщик карт - Ordance Survey. Естественно, с закрытой лицензией и довольно дорогая. И, пожалуй, главное, - неудобная в использовании.
На тот момент уже были доступны относительно недорогие GPS навигаторы, родилась идея, почему бы не объехать на велосипеде пару кварталов и не нарисовать дороги по треку? Почему бы не делать это вместе с друзьями? Идея оказалась настолько хорошей, что через пару лет OSM рисовали по всему миру.
— На кого рассчитаны карты, и чем они особенно полезны? — В общем-то, для всех, просто разные группы пользователей используют разные представления данных. Автомобилистам удобно загрузить карту в привычный им навигатор. Туристам - распечатать. Программисту интересно покопаться в сырых данных, обычным пользователям - посмотреть on-line, загрузить на телефон.
— Как происходит работа с участниками, заполняющими карту? — На самом деле тут не требуется какой-то особой работы. Попробуйте добавить свой дом и нарисовать свой двор. Когда через минуту вы видите его на онлайн карте - это цепляет. Мне сам процесс составления карты приносит удовольствие. Работа нужна по организации совместных действий, по получению данных для OSM и по адаптации данных OSM для других проектов.
— А если появляются в проекте какие-нибудь «вандалы», которые «рисуют» недостоверную информацию? Есть ли какая-то проверка предоставленных участниками данных? — Проверкой данных также занимаются участники проекта. Есть несколько инструментов, которые отслеживают непротиворечивость административного деления, связность дорожного графа, корректность геометрии. Если кто-то начинает массово вандалить данные - это будет заметно и тем, кто живет в данном регионе, и просто по данным валидаторов. Мелкие ошибки, как например неверное направление односторонок или оторванные от общей сети дороги тоже быстро и легко находятся. Многие пользуются картами OSM ежедневно, обновляя данные в навигаторе. Если вчера навигатор прокладывал маршрут до работы длиною в 30 минут, а сегодня кто-то удалил мост и маршрут занимает 2 часа, естественно это заметят и поправят в тот же день.
— География ваших участников? И каково соотношение российских/зарубежных участников? — TOP3 стран по количеству участников: Германия, США, Россия. Участники и данные есть практически во всех странах мира. Естественно, качество данных не везде одинаково. Причем, полнота данных связана скорее с интересом участников к тому или иному региону, а не с экономикой. Для стран третьего мира OSM часто становится единственно картой используемой на уровне государства.
Мы привыкли, что Гугл/Яндекс/ДубльГис дают нам карты, мы же взамен идем в кафе, которое они нам порекомендовали. Но карты - это чуть больше, чем ближайший Старбакс, это и скорая медицинская помощь, и городское планирование, и сельское хозяйство. Это очень базовый, хоть и привычный нам кирпичик экономического развития. Нет карт - нет планирования. А какие могут быть карты Гугл, где не то что мобильного интернета нет, где электричество-то лишь местами.
— У нас на сайте также есть такая функция как «Дневники участников». Чаще всего пишут в своих путешественники? — В основном делятся опытом, или рассказывают о чем-то интересном связанном с OSM. Основная жизнь на самом деле течет в списках рассылки. Именно там обсуждается, как и что вносить в проект, обсуждается разработка инструментов и проектов связанных с OSM. Обсуждаются встречи и локальные мероприятия.
— Приносит ли проект денежную прибыль? — Проект создавался не для прибыли. Так же как для Википедии само существование такого набора данных, как энциклопедия по всем отраслям знания, является и основной целью и основной ценностью проекта, так же и для нас, ценно то, что существует бесплатная открытая карта с хорошим покрытием по всему миру. Звучит, конечно, жутко пафосно, как идеи Столмана, но как есть.
Однако сервисы на основе OSM вполне успешны и прибыльны. К примеру MapBox предоставляет очень успешный сервис по рендерингу карт, по доставке отрендеренной карты потребителям, по стилизации карт. Их услугами пользуются и Forsquare, и Вконтакте и Pinterest. MAPS.ME делают отличные off-line карты для мобильных устройств. Telenav вполне успешно развивает навигацию основанную на данных OSM.
Само же рисование карты денег не приносит - хобби есть хобби.
— Какие планы по развитию проекта? — Это во многом вопрос к коллективному бессознательному. На мой вкус, проекту не хватает известности.
Не хватает не "известности" проекту, а ума и любви к своему делу нашим руководителям Роскартографии и Росреестра. Этот опыт отношений и готовую платформу для внесения изменений в обновляемую векторную картографию, можно было бы использовать и как профессиональную платформу в распределенной модели решения.OSM - это не просто опыт, от которого уже не отмахнуться, это модель общественной системы знаний, которую по уму бы использовать и в коммерческой системе ответственных географических описаний. Это уже точнее и информативнее открытых ЕЭКО, и прочих геопортальных ресурсов государства. И за такое, уже стыдно должно быть тем, кому налогоплательщики финансируют его работу на общее благо.