Щербина C. (Esri CIS) : наша страна вполне может занимать достойное место на мировом ГИС-рынке
На сайте "dgmo.ru" опубликована статья "Сергей Щербина: Наша страна вполне может занимать достойное место на мировом ГИС-рынке". В ней о перспективах ГИС в бизнесе рассказал заместитель генерального директора Esri CIS С. Щербина. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Более 80% информации, с которой мы имеем дело в повседневной жизни, имеет географическую привязку, то есть может быть отображена на карте конкретной местности. Игнорирование пространственных факторов может привести к неверным решениям и другим негативным последствиям. ГИС помогает увидеть то, что недоступно ни при каком другом виде анализа. Технология повышает скорость и точность принимаемых решений, помогает найти новые рынки и открывает множество совершенно новых возможностей. В конечном итоге это обеспечивает рост прибыльности, снижает разного рода риски, дает возможность реализовать бизнес-стратегию.
Сегодня практически нет таких сфер, где эффективность и польза ГИС не была бы доказана на практике. На основе ГИС строятся системы управления рисками и имуществом, принимаются инвестиционные решения и ведется управление производственными процессами, проектируются дороги, трубопроводы и линии электропередач, организуется работа аварийных и экстренных служб, ведется мониторинг экологической обстановки и процесса созревания урожая, проектируются нефтяные скважины и шахты, изучаются целевые рынки и составляются планы по развитию торговых сетей и транспортных цепочек. ГИС незаменим в территориальном и градостроительном планировании и при обслуживании инфраструктуры и ЖКХ.
— Чем конкретно интересна ГИС бизнесу?
— Для бизнеса очень значима возможность строить точные модели и расчеты, основываясь на детальных знаниях о территории, которое формируется с помощью ГИС. В последние годы во всем мире, как и в нашей стране, стремительно развивается направление геомаркетинга. Компании – торговые сети, рестораны, банки - то есть те, кто развивает свои собственные розничные и филиальные сети, озаботились вопросом оптимизации размещения своих точек. Традиционные методы, основанные во многих случаях на субъективных экспертных оценках, часто оказываются неэффективными. Найти наилучшую точку для своего магазина – необходимое условие для успеха в розничном бизнесе. При этом надо учесть множество факторов: транспортную доступность, численность и демографический состав населения, уровень его доходов, наличие конкурентов и пр. ГИС предоставляет для решения этой задачи и данные, и инструменты – программные продукты. Причем современная ГИС, основанная на портальных, мобильных и веб-технологиях, делает такой анализ доступным даже для тех, кто не является специалистом в области геоинформатики. Например, облачная ArcGIS позволяет проводить маркетинговый геоанализ просто с помощью веб-браузера, получая при этом необходимые данные из «облака».
В России мы работаем со многими ведущими компаниями из разных отраслей. Если говорить о направлении «бизнес-ГИС», то пользователями технологий Esri являются, в частности, крупнейшие ритейлеры, такие как X5 RetailGroup, Auchan, ряд сетей быстрого питания, страховые и транспортные компании. Традиционно сильны наши позиции в нефтегазовой отрасли, где наши технологии уже долгие годы применяются практически всеми российскими добывающими и энергетическими компаниями, а также в сфере государственного и местного управления.
— Ваши услуги востребованы?
— Да, безусловно. За 20 лет работы в России пользователями наших технологий стали тысячи российских компаний и организаций. Этому способствует повышение доступности ГИС-технологий для людей самых разных профессий, появление мобильных ГИС и веб-ГИС, развитие таких направлений, как геомаркетинг, пространственный анализ, ГИС реального времени для промышленных предприятий и многих др. Мы рассчитываем, что де-факто произошедшее осознание бизнесом важности пространственных факторов в планировании и управлении будет и дальше играть роль стимула в распространении наших технологий.
— Есть отличие в работе компаний, подобных вашей, в России и за рубежом?
— Развитие российского рынка ГИС шло примерно теми же путями, что и в других странах. Раньше, примерно 10-15 лет назад, основными пользователями были добывающие компании, а также государственные заказчики. Сейчас все большую долю в нашем обороте занимают бизнес-заказчики. Пожалуй, наибольшую сложность для развития рынка в нашей стране еще недавно представлял дефицит качественных тематических данных (например, социально-демографических), но в последние годы появились компании, которые готовы предоставлять такие данные – спрос породил предложение. К сожалению, наше государство, в отличие от многих других стран, пока не может предоставить столь востребованные открытые, качественные и авторитетные базовые данные и карты. Хотя и здесь ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. В качестве примера можно привести российскую Публичную кадастровую карту, порталы открытых данных, поддерживаемые некоторыми регионами. Как показывает мировой опыт, доступность такой информации дает стимул для развития во многих смежных областях, на их основе возникают и развиваются специализированные бизнесы и сервисы, что имеет весьма ощутимый экономический эффект.
— Насколько успешен рынок ИT в России?
— Все знают, насколько успешно на глобальном рынке работают такие компании, как «Лаборатория Касперского», ABBYY и другие, такие системы как 1С являются практически корпоративным стандартом в своей области для российских предприятий. Вместе с тем необходимо помнить, что рынок ИТ – глобальный по своей сути. Для создания качественного продукта необходимо учитывать опыт работы сотен и тысяч пользователей по всему миру, постоянно инвестировать в развитие продукта. Более того, сам процесс создания ПО уже давно стал предметом международной кооперации. Практически все крупные игроки рынка имеют центры разработки по всему миру. Кстати, компания Esri также разрабатывает ряд программных модулей (в том числе упомянутые выше инструменты геоаналитики), так что наша страна вполне может занять достойное место на мировом ГИС-рынке.
Компания «ДАТА+» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации
Компания «ДАТА+» — официальный дистрибьютор Esri CIS на территории России и стран СНГ
".. наша страна вполне может занять достойное место на мировом ГИС-рынке" продвигая американские технологии?
При этом "такие компании, как «Лаборатория Касперского», ABBYY и другие, такие системы как 1С" развивают именно собственные продукты.
Интересно, г-н Щербина когда-нибудь пытался проанализировать "публичную карту" Росреестра? Она делается кривыми руками и прямыми мозгами, с таким количеством ошибок, даже в показе госграницы, что в старые времена давно бы все повылетали с работы. Кому интересно - обращайтесь, анализ карт у меня есть готовый, только ДАТА+ испугалась его публиковать.