На сайте "Gazeta.ru" опубликована статья А. Короткина "Мосгордума приземляет дроны". В ней рассказывается о возможном запрете полетов БПЛА в столице и о требованиях к БПЛА в других странах. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Представитель крупнейшего интернет-магазина в США Amazon.com на слушаниях в комитете по надзору и правительственным реформам США потребовал от федеральной авиационной комиссии ускорить принятие единых требований к эксплуатации коммерческих дронов для доставки товаров и распространения их на всю территорию США. Тем временем в Мосгордуме обсуждается полный запрет полетов беспилотников над Москвой.
Депутаты Мосгордумы считают, что дроны угрожают столичной безопасности и могут создавать помехи в движении вертолетного транспорта спецслужб. Особенно депутатов волнует то, что беспилотники используются частными лицами без соответствующего разрешения, и предлагают запретить «подобную самодеятельность», а существующие аппараты изъять из свободного обращения.
Депутаты заявили, что российские разработчики обладают новейшей системой отслеживания беспилотников на высоте до 1 тыс. метров, и предложили провести опытную эксплуатацию, установив его на вертолеты МЧС.
При этом депутаты признают, что «законодательная база, которая бы регламентировала использование всевозможных беспилотных летательных аппаратов, на данный момент отсутствует», и ее следует доработать.
Как раз с подобной ситуацией в США пытается справиться Amazon. Компанию не устраивает нынешнее положение дел, когда правительства штатов и местные власти устанавливают свои собственные правила полетов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), что мешает развитию воздушной доставки.
Несмотря на очевидную пользу дронов, проблема регулирования полетов беспилотников — задача непростая. В настоящее время в США, где законодательный процесс в этой области продвинулся сильнее всего в мире, существуют лишь общие правила полетов БПЛА: только в дневное время, в прямой видимости оператора, управляющего устройством, на высоте не более 400 футов (121,92 метра). «Пилот» должен иметь специальный сертификат и проходить медицинское освидетельствование. Однако не определено, в какие области могут, а в какие не могут летать дроны, какое оборудование они могут нести на борту, а какое — нет, как они должны отслеживаться с земли, какие меры безопасности и охраны частной жизни должны быть приняты, и это дает свободу творчества местным властям в зависимости от их мировоззрения.
Amazon при этом не устраивают и основные правила, так как технологии не стоят на месте, и доставка грузов в ближайшем будущем может осуществляться полуавтоматически или даже полностью в автоматизированном режиме. Однако это скорее работа на будущее.
«Деятельность Amazon по изменению законодательства в области регулирования использования БПЛА, несомненно, имеет некоторую коммерческую составляющую, но при данном уровне развития технологий этот процесс больше имеет PR-эффект, поддержание имиджа технологического лидера в области интернет-ритейла, — считает Максим Савватин из международного консалтингового агентства iKS-Consulting. — О каком-то широком коммерческом применении дронов-курьеров сейчас речи не идет. Если беспилотники и смогут заменить людей и тем самым обеспечить Amazon значительную экономию затрат, то в каких-то очень узких сегментах применения».
Американцы торопятся, так как их подгоняют конкуренты. Крупнейший китайский игрок на рынке интернет-ритейла Alibaba уже начал свои эксперименты по доставке 340-граммовых упаковок чая в регионах Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, а также продвигает соответствующие изменения в китайское законодательство. Эксперименты по доставке беспилотниками проводят Google и UPS. А немецкая DHL тестировала доставку лекарств по запрограммированным маршрутам на расстояние до 12 километров.
В гражданской сфере применение дронов в будущем принесет большую пользу во многих отраслях экономики, не только в сегменте доставки грузов. Визуальное наблюдение с летательных аппаратов, оснащенных камерами, оказывает большую помощь при контроле целостности обшивки судов и трубопроводов, в поиске пропавших, видеонаблюдении и охране, в сборе информации о состоянии водоемов, лесных пожарах, городской обстановке и т.д.
Развитие потребительского сегмента дронов как гаджетов также подогревает интерес и позволяет БПЛА быстрее войти в нашу повседневную жизнь. По прогнозам Ассоциации потребительской электроники (СEA), этот рынок в 2015 году вырастет на 55% по сравнению с 2014 годом и достигнет 130 млн долл. США, что немало уже для «технологичных игрушек».
С учетом развития портативных устройств типа дрона-браслета Nixie для съемок селфи-видео с высоты птичьего полета темпы роста этого рынка могут быть еще более впечатляющими. Достаточно того, что свой дрон собирается выпустить GoPro.
В США правила использования дронов уже ослабили для целей киносъемок, что было названо важным шагом для коммерческого освоения этих устройств в других отраслях.
Однако власти разных стран небезосновательно считают беспилотные летающие устройства серьезной угрозой безопасности. Пластиковые дроны с электромоторами, оснащенные видеокамерами, невидимы для радаров и идеально подходят для слежки за людьми и промышленного шпионажа.
Дроны компании DJI способны нести на борту 11 кг веса, могут находиться в воздухе 25 минут и пролететь без подзарядки 4,5 км. Этого достаточно для осуществления доставки наркотиков через границу и совершения масштабных терактов.
Так, в Тихуане уже был обнаружен дрон, перевозивший 2,7 кг метамфетамина, который рухнул на площадку супермаркета недалеко от американо-мексиканской границы. Другой дрон врезался в дерево в охраняемой зоне рядом с Белым домом, чем вызвал панику у службы безопасности резиденции президента США. В Японии активист, обеспокоенный катастрофой на атомной электростанции в Фукусиме, посадил беспилотник с контейнером, содержащим радиоактивный песок из района АЭС, на крышу резиденции премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Во Франции журналист канала Al Jazeera был приговорен к штрафу 1000 евро за запуск дрона в Париже.