ВС РФ обобщил практику по определению кадастровой стоимости недвижимости
Как сообщает pravo.ru, Пленум Верховного суда утвердил проект постановления, которое должно обеспечить единообразие судебной практики по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости.
Такая категория споров – давно наболевшая проблема российской правоприменительной практики, а соответствующее постановление – первая попытка предложить общее ее решение. Впервые этот проект обсуждался на заседании 2 июня, а после был отправлен на доработку. В настоящее время кадастровая стоимость зачастую определяется без учета индивидуальных особенностей объектов, из-за чего часто оказывается значительно выше рыночной. Увеличение количества исков об оспаривании результатов кадастровой стоимости, изменение подведомственности таких дел (прошлым летом их передали из арбитражей в суды общей юрисдикции) и отсутствие единообразной судебной практики подтолкнуло Верховный суд разработать соответствующее постановление.
Как уточнила в начале своего доклада судья ВС РФ Ирина Абакумова, оставленные "замечания и предложения носили, в основном, редакционный характер и не затрагивали существа изложенных правовых позиций".
Документ подтверждает право на это арендаторов, если по кадастровой стоимости исчисляется их арендная плата за находящуюся в государственной или муниципальной собственности землю или имущество (пункт 6). Стоит отметить, что запрета на это никогда не было, однако арбитражные суды нередко отказывали арендаторам в подобных исках, считая это исключительной прерогативой собственников. Для арендаторов имущества, находящегося в частной собственности, подход согласно проекту немного иной: он вправе оспорить кадастровую стоимость только тогда, когда согласие собственника на такой пересмотр содержится в договоре или в иной письменной форме, сказано в одной из внесенных поправок.
Кроме того, указанный пункт был дополнен нормой о том, что в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обратиться в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости могут органы госвласти или местного самоуправления. Дополнительно разъяснено, что бывший собственник также вправе просить суд о пересмотре кадастровой оценки, если ее результатами затрагиваются права и обязанности указанного лица как налогоплательщика в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Пункт 12, в котором сказано, что объектами оценки при определение кадастровой стоимости могут быть лишь те, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, дополнен правкой о том, что указанное правило относится не только к земле, но и ко всем остальным объектам, кадастровую оценку которых возможно провести.
Поправки, внесенные в п. 15 более полно раскрывают возможность применения определенной судами кадастровой стоимости. В частности, там говорится, что установленные решением суда сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре, но не ранее даты внесения недвижимости, стоимость которой оспаривалась, в государственный кадастр.
Также в постановлении указаны основания, препятствующие повторному обращению с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении одного и того же объекта на одну и ту же дату: принятие судом отказа от требований и прекращение производства, отказ в удовлетворении заявления (п. 27).
Как пояснила Абакумова, изначально правок было больше, но часть их снята авторами. По ее словам, все поправки, как и само положение, "направлены на поддержание баланса частных и публичных интересов и единообразие применения закона об оценочной деятельности в части кадастровой оценки".