Ъ-FM: полномочия главного архитектора должны быть приравнены к министерскому портфелю
На сайте "КоммерсантЪ" приводится беседа вице-президента Санкт-Петербургского союза архитекторов С. Гайковича и руководителя национального центра «Архитектура и градостроительство» Е. Косоренковой с ведущим «Коммерсантъ FM Анатолием Кузичевым в рамках программы «Pro и Contra». Аудиозапись беседы доступна по ссылке.
У России появится главный архитектор. Новую должность предлагает ввести Министерство строительства и ЖКХ. Однако, по словам главы ведомства Михаила Меня, окончательное решение пока не принято.
До конца 2015 года Министерство подготовит пакет предложений для правительства, в которых речь пойдет, в частности, об усилении роли главных архитекторов городов и регионов и выстраивании архитектурной вертикали.
Святослав Гайкович: «Естественно, всем понятно, что не он будет двигать карандашом, и архитектор не будет руководить каждым проектом. Он будет, как мне кажется, опекать тех людей, которые сейчас находятся в довольно униженном положении. В каждом регионе совсем недавно еще главных архитекторов не было, в Ярославле, например, и во многих других местах. Теперь же им будет, к кому обратиться. Я бы расценил появление такой должности как высшее лицо, к которому может каждый архитектор ведомства обратиться в случае, если его положение становится не очень внятным в пределах своего региона. И, конечно же, полномочия такого главного архитектора должны быть приравнены по крайней мере к министерскому портфелю, как в каждом регионе главный архитектор города или целого региона должен обязательно иметь какой-то статус вице-губернатора, например. До этого пока далеко, но это мечты».
Елена Косоренкова: «Дело в том, что у нас есть главный врач, у нас есть главный полицейский, но у нас нет главного архитектора. Есть архитектор как профессия, есть профессия «градостроитель», и потом, вопросы главного архитектора России, главного архитектора субъекта или города относятся больше к градостроительству, то есть к разработке документов территориального планирования — это генеральные планы, проекты планировки территорий, межевание территорий, целый комплекс документов, которые принимаются, поэтому лучший друг главного архитектора в любом городе — это прокуратура. И если мы выстраиваем эту вертикаль главных архитекторов, то по сути дела главный архитектор в субъекте федерации должен быть наделен полномочиями и функциями вице-губернатора, главный архитектор в городе должен быть наделен полномочиями заместителя главы администрации или вице-мэра. Примеры этого в Российской Федерации есть.
Во-первых, это стратегическое развитие Российской Федерации как территории. Отвечает он и за дороги, за проекты дорог, где у нас должны быть линии так называемых линейных объектов. Также отвечает и за генеральные планы регионов, он также отвечает и за агломерации, потому что агломерации — это вообще отдельная тема. Это целый комплекс документов. А у нас воспринимают так: если главный архитектор, то только одни фасады.
У нас происходит смена власти, приходит новый мэр города или приходит новый губернатор, и чаще всего в первую очередь меняет руководителя органов архитектуры и градостроительства, потому что это удобные подписанты, чиновники-подписанты — ему сказали, он подписал этот проект. Но градостроительство — это наука, и из тех архитекторов, которые отстаивали свою принципиальную профессиональную позицию, очень многие лишились своих должностей из-за своей принципиальности, из-за своего высокого профессионализма».
Идея замечательная. Я бы напомнил, что ранее и главных инженеров предприятий ГУГК (Роскартографии) возглавлял Главный штурман. Правда не на уровне постановлений правительства, а внутренним указом. Директора менялись в предприятиях чаще главных инженеров, а штурман был долгожителем и хранителем традиций отрасли. Кто-то должен обеспечивать преемственность решений и быть лидером в их продвижении. Демократия, как форма правления в неустойчивых и управляемых империей территориях, навязанная нам в 90е в качестве нереального достижения цивилизации, каленым железом выжгла те человеческие нормы и правила, которые служат людям и делу, а не удобству власти. Начинаем возвращать утраченное. Это радует.