Известия: «дочка» «Газпрома» построит спутниковую систему за 93 млрд рублей
На сайте "Известия" опубликована статья И. Чеберко «Дочка» «Газпрома» построит спутниковую систему за 93 млрд рублей». Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Компания «Газпром космические системы» (ГКС) — дочерняя структура ПАО «Газпром» (79,8% акций ГКС) — конкретизировала планы создания собственной спутниковой системы «Смотр». Ее описание присутствует в проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, направленной Роскосмосом на согласование в министерства. Общие затраты на нее составят более 93 млрд рублей.
Опытно-конструкторская работа (ОКР) «Смотр» предусматривает создание группировки из семи спутников, которая в полном составе должна быть выведена на орбиту в 2019 году. Два космических аппарата будут обеспечивать радиолокационное наблюдение земной поверхности, один создается для оптико-электронного наблюдения и четыре спутника — специально для наблюдений в инфракрасном диапазоне. В тексте проекта ФКП сообщается, что «Смотр» «обеспечит разведку и доразведку газовых месторождений, наблюдение за объектами газовой отрасли на этапе строительства и эксплуатации, контроль добычи и транспортировки газа, экологический мониторинг и контроль чрезвычайных ситуаций».
Бюджет ОКР «Смотр» — 93,496 млрд рублей в 2016–2025 годах. Из них 8,2 млрд планируется вложить уже в 2016 году, 9,2 — в 2017-м, а в 2018-м — уже 16,3 млрд.
В ГКС отметили, что средства, указанные в ФКП, не планируется привлекать у материнской компании — проект рассчитывается как коммерческий, и средства на его реализацию ГКС будет привлекать самостоятельно в виде кредитов.
Детали ОКР «Смотр» в ГКС обсуждать отказались, сославшись на коммерческую тайну и «не самый подходящий момент».
ОКР «Смотр» — самый дорогой проект в ФКП 2016–2025 годов, финансируемый из внебюджетных источников. Он как бы вынесен за скобки государственной программы и помещен в раздел «Отдельные мероприятия по дистанционному зондированию Земли». Это тоже новость: прежде «Смотр» был увязан с государственной спутниковой системой «Арктика».
В марте 2012 года возглавлявший на тот момент Роскосмос Владимир Поповкин заявлял «Известиям», что с ГКС планируется сформировать частно-государственное партнерство, поскольку радиолокационные аппараты «Смотр» по своей концепции вполне вписываются в «Арктику», позволяя решить задачи наблюдения за полярным регионом.
Информированный источник в Роскосмосе пояснил «Известиям», что взаимодействие с ГКС в дальнейшем вовсе не исключается, но пока в космическом агентстве не уверены относительно заявленных компанией сроков создания группировки.
— ОКР «Смотр» подразумевает масштабные закупки оборудования за границей, и даже если забыть о жестком санкционном режиме, вопрос с привлечением кредитов под такие программы сейчас решается не так просто, — пояснил собеседник в Роскосмосе. — Ставки по рублевым кредитам сейчас такие проекты реализовывать не позволяют. Если же кредитоваться за рубежом, в валюте, то возникают понятные риски, обусловленные тем, что потребитель платит тебе в рублях. У нас нет уверенности, что в нынешних экономических условиях ГКС реализует проект «Смотр» в полном соответствии с заявленными сроками и параметрами. Если сделают, будет замечательно, не сделают — ничего страшного.
В любом случае у ГКС есть опыт создания орбитальных систем: компания является оператором группировки спутников «Ямал». Сейчас это четыре телекоммуникационных аппарата на геостационарной орбите: «Ямал-202», «Ямал-300К», «Ямал-401» и «Ямал-402».
— Разумеется, у компаний, которые на свои строят спутники и за свои же их страхуют и запускают, сейчас жизнь нелегка, — констатирует научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Вряд ли у такой системы, как «Смотр», могут быть другие клиенты, кроме государства и госкомпаний. А они свои программы в последнее время лишь урезают. И если у государства в лице Роскосмоса будет выбор, кому отдать заказ, то он наверняка отдаст его своему оператору и не станет поддерживать стороннюю компанию. Без понятных параметров госзаказа составить бизнес-план для такого проекта крайне затруднительно.
Хотелось бы верить в заявленный успех. Пока, что у нас все без исключения проекты, так называемого государственно-частного партнерства реализуют только одну полезную модель: частные интересы придумавших эту схему граждан (нерядовых), оплачивает государство бюджетом, который создают рядовые граждане. Как результат - страна гордится достоинством своих олигархов.
Хотелось бы надеяться, что в случае успешной реализации программы «Смотр», разработанная Роскосмосом бессмысленная и планово убыточная государственной ФКП в области ДЗЗ будет закрыта. Это может позволить сделать наконец попытку использовать ресурсы государства для реализации хотя бы одного проекта действительно перспективной российской КС, информация которой будет использована российскими и зарубежными потребителями для повышения эффективности производственных проектов. Это позволит, при отказе от программы формирования национальной орбитальной группировки ДЗЗ из 27 устаревших до рождения КА, сократить ожидаемые убытки государства в области космической деятельности не менее чем на 500 млрд. руб.