На сайте "Независимой газеты" опубликована статья И.Н. Шумейко "История страны, запечатленная в картах железных дорог". В ней рассказывается о вышедшем летом 2015 г. «Атласе железных дорог России». Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Выход «Атласа» – без преувеличения праздник не только для железнодорожников, но и для российских картографов. Из 230 авторских карт абсолютное большинство разработано и воспроизведено впервые. Впервые в отечественной историографии воссоздана вся история, пространство становления техники и технологии российских железных дорог. Создало «Атлас» издательство «Феория».
В этой работе участвовали ученые нескольких институтов Российской академии наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ВНИИАС), Российский государственный архив древних актов (РГАДА).
Значительная часть текстов написана специалистами Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). Руководитель авторского коллектива, ректор МИИТа, президент Ассоциации высших учебных заведений транспорта России, профессор Борис Лёвин подчеркивает: «Мы понимали ответственность: первая такого рода книга за все 179 лет российских железных дорог, считая от начала строительства первой, Царскосельской, до окончания работы над самим этим «Атласом», которая тоже продлилась... как строительство иной крупной магистрали».
«Атлас железных дорог России» – самая подробная летопись российских путей сообщения, первая в стране книга такого рода. Захватывая историю и русских «дожелезных» путей, начиная от того самого «Из варяг в греки», волжского пути, грунтовых дорог, связей с Великим шелковым путем, «Атлас» великолепно иллюстрирует и лишний раз доказывает непререкаемый, но сухой тезис о «государствообразующей» роли наших путей сообщения. Захватывает он и историю европейских, мировых дорог. Экономика, миграции племен, первые города, подвижные границы… Все, оказывается, можно запечатлеть на картах.
Профессор Владимир Тикунов, заведующий лабораторией комплексного картографирования МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президент Международной картографической ассоциации, составил целый список достоинств издания именно с научной точки зрения:
— систематическое отражение железнодорожной сети России от ее возникновения до планов на первую половину XIX века;
— впервые в отечественной картографии дана столь полная последовательность экономических и транспортных карт Российской империи XIX–XX веков;
– особенно ценны карты железных дорог Прибалтики, Казахстана и Средней Азии, а также Европейского Севера;
— впервые начиная с 30-х годов прошлого века восстановлена отечественная традиция картографирования товаропотоков на основе статистических данных по основным транспортным путям;
— картографически удачно показана история изменения системы управления и организации железных дорог России;
— карта обеспеченности территорий России транспортными путями с учетом населения представлена в этом атласе впервые;
— специально подготовлена доктором географических наук Д.Н. Лухмановым карта доступности железных дорог к населенным пунктам по субъектам Российской Федерации;
— впервые опубликована карта топологических дефектов транспортной сети, что позволит обозначить наиболее узкие места в общей транспортной сети РФ и оценить проекты строительства новых дорог, направленные на их преодоление;
— серия карт, отражающих современные проекты развития трансматериковых магистралей.
Вывод картографов: «Атлас» – крупное картографическое произведение, которое будет востребовано в практической, научной, педагогической и других областях деятельности.