Переход от категорийности земель к территориальному зонированию обсудили в Общественной палате РФ
Как сообщает сайт Общественной палаты, в Общественной палате РФ прошли общественные слушания «Общественная экспертиза проекта федерального закона № 465407-6 „О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию“ (в том числе финансово-экономического обоснования законопроекта)».
Поскольку это уже третье слушание по данному документу, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина начала с обзора истории обсуждений, состоявшихся в Общественной палате: «В июне по итогам первых слушаний была выпущена резолюция о необходимости службы по землеустройству и заключение о необходимости доработки документа. Это вызвало возражения у Минэкономразвития и поддержку от Минсельхоза и 70 субъектов РФ. В сентябре мы встретились на повторное обсуждение, и Минэкономики частично поддержало позицию ОП РФ».
Евгения Уваркина обратила особое внимание участников на то, что Общественная палата РФ в целом, концептуально поддерживает законопроект — но не в том виде, как он представлен сейчас. В частности, как указано в названии мероприятия, вопросы вызывает оценка стоимости работ.
Исходя из оценок регионов, предоставленных Общественной палате РФ, получается сумма в 55-59 млрд рублей. Оценки же Минэкономразвития совсем другие. Как напомнил присутствующим исполнительный директор Союза комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий Василий Звягинцев, в сентябре Минэкономразвития дал цифру в 3,4 млрд рублей, а Минсельхоз — 8 млрд. В ноябре Минэкономразвития уже показало цифру в 10 млрд. поэтому Василий Звягинцев в итоге призвал ведомство представить расчеты, на которых основаны эти цифры.
Заместитель министра экономического развития РФ Павел Королев призвал «не жонглировать цифрами» и согласился, что предыдущий законопроект был ориентирован на градостроительство, а не развитие и сохранение сельского хозяйства, а также объявил, что ждет предложений от участников слушаний.
Евгения Уваркина отметила, что есть еще два вопроса, волнующих Общественную палату: «Фермерство вблизи городов и решение проблем их логистики — это та самая так называемая „желтая зона“, сохранение которой нас очень волнует. Еще вопрос — о полномочиях в решении вопросов землеустройства, которыми должен быть наделен Минсельхоз».
Но прежде всего она призвала определить перечень работ и методов, необходимых для реализации законопроекта, потому что у всех понимание этого вопроса разное, а отсюда и разница в оценке финансирования.
Директор Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза Ирина Шестак согласилась с Евгенией Уваркиной: «Все зависит от того, на каком перечне работ мы с вами остановимся. Минсельхоз заинтересован в максимально глубоком изучении земель. Так что похоже на то, что сегодняшнее мероприятие является ключевым для министерства сейчас».
Заместитель директора Института повышения квалификации «Информкадастр» Государственного университета по землеустройству Елена Черкашина предоставила расчеты, согласно которым, с учетом стоимости всех работ, инвентаризация земель РФ без учета Крыма обойдется более чем в 70 млрд рублей.
Заместитель директора по научной работе Почвенного института им. Докучаева, доктор сельскохозяйственных наук Игорь Савин отметил, что существует еще и проблема в отсутствии актуальных данных о почвах в стране, а обновить почвенные карты, по его оценке, стоит минимум миллиард. Менее детальный подход дешевле — 15-20 млн на регион.
Для того чтобы прийти к единому формату оценки финансирования закона, член рабочей группы Министерства сельского хозяйства РФ по созданию специализированной государственной земельной структуры, член Научно-консультативного совета при ОП РФ Андрей Гуськов предложил создать единую экспертную службу на основе существующих земельных институтов, обеспечивающую поддержку реализации закона.
Павел Королев согласился с тем, что создание единого института землеустройства необходимо. В целом все присутствующие пришли к единому выводу о том, что, прежде всего, важна унификация методов, применяемых в работах по землеустройству. Именно этим займется рабочая группа при Минэкономразвития: ее создание предложила Евгения Уваркина, и замминистра ее поддержал.
Заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Михаил Бочаров, подытоживая, сказал: «Есть задача от Президента РФ, а наша цель — ее реализовать и сделать это качественнее, дешевле и быстрей. Нам тяжело работать со столь разнородным кругом экспертов, и мы просим ОП РФ помочь с формированием экспертного круга».
Пока чиновный люд торжественно выясняет права на крышевание вывода особо ценных земель под стройку, только в ближнем подмосковье площадь лесов и пашни сократилась чуть не вдвое за последнее десятилетие. Существенно расширенные права глав районов по переводу сельхоз земель и пашен в разряд пустырей, обеспечивает теневой доход избранным "слугам народа" сопоставимый по обороту и выводу капиталов с прокурорской монополией на крышевание подпольных казино и борделей. И все видимые потуги изменения законодательства в этих равноценных с точки зрения уголовного права деяниях, не более чем ширма полной безнаказанности и бесконтрольности со стороны верхней власти.