На сайте "Arendator.ru" опубликована статья Д. Струкова, генерального директора компании "Центр пространственных исследований" "Бизнес сверяется с картами". В ней рассказывается о применении геомаркетинговых систем. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Геомаркетинговые решения становятся сегодня одним из самых популярных инструментов аналитики при реализации коммерческих проектов. Строительство новых объектов, поиск наиболее удачных площадок и анализ трафика конкретной локации особенно актуальны для ритейла, но и в не меньшей степени для офисных и многофункциональных зданий.
Рынок геомаркетинговых (геоинформационных, геоаналитических) ИТ-решений разделяют на 3 категории:
— корпоративные геомаркетинговые системы на базе ГИС
— SaaS (программное обеспечение как услуга) или DaaS-платформы (данные как услуга), ориентированные на задачи геомаркетинга и геоаналитики (геомаркетинговые облачные информационные системы)
— картографические (геоинформационные) сервисы
Корпоративная геомаркетинговая система представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из программного обеспечения, информационных ресурсов и баз геоданных, позволяющий осуществлять сбор, хранение, обработку, анализ, моделирование и прогноз пространственно-привязанной информации о рынках и потребителях для достижения оперативных и стратегических целей компании в сфере недвижимости и торговли.
Важная функция геомаркетинговой системы – связь с внешними реляционными базами данных под управлением СУБД. Они хранят большие массивы пространственной и атрибутивной информации. Входит в геомаркетинговую систему также и программная оболочка. Она как раз и обеспечивает работу системы. Алгоритмы и методы, "зашитые" в программный код позволяют "вызывать" статистическую информацию из баз геоданных.
Главная цель – это непрерывный внутренний и внешний мониторинг разнородной, географически "привязанной" информации о рынке и потребителе, ее визуализация на единой картографической основе для решения оперативных задач компании.
Корпоративный вариант геомаркетинговой системы – самое дорогое решение, даже при условии использования картографических сервисов (API для коммерческих целей, например, являются платными). Корпоративную геомаркетинговую систему обслуживают специалисты, которые не распространены на рынке: разработчики картографических мобильных приложений, опытные специалисты по геоинформационным системам (ГИС), геомаркетологи (геоаналитики), вебГИС-разработчики, системные администраторы, специалисты по СУБД, знающие специализированное ПО и др.
За последние 5 лет в России появились геоаналитические решения, работающие по модели SaaS. Они позволяют считать и анализировать данные за несколько минут. В качестве примера можно взять систему Geointellect. Она агрегирует в себе данные по 100 городам России: население (проживающее по районам, избирательным участкам, домам, работающее и перемещающееся), точки интереса, их плотности на "ткани" города и конкуренцию. В системе также возможно рассчитать товарооборот и другие геомодели.
Сегодня небольшие консультанты, работающие с геомаркетинговыми исследованиями, черпают информацию из бесплатных картографических сервисов: Яндекс. Карт, 2GIS, Open Street Map. Они доступны в открытом бесплатном доступе, но гарантировать качество данных при этом достаточно сложно.
Смешанные системы тоже популярны. Невозможно сделать качественную корпоративную систему без, например, привлечения API населения на территории РФ или картографического сервиса с обновляемым каталогом организаций 2ГИС. А облачные системы содержат технологию mash up, когда есть несколько подложек разного дизайна для того, чтобы легче было анализировать массивы пространственных геоданных, видеть покрытие домов по разным городам, агрегировать разные источники данных в одном месте и т.д. ...
В условиях конкуренции в развитых странах геомаркетинговые исследования и геоаналитические инструменты востребованы как крупным, так и мелким бизнесом: все давно поняли, что нельзя зависеть от субъективного мнения собственника помещения, надо обсчитывать торговую точку, оценивать перспективы места. Крупные компании вынуждены внедрять более сложные корпоративные системы, автоматизировать сложные бизнес-процессы от поиска места до принятия взвешенного решения. Это позволяет не зависеть от конкретной сделки и выполнять оценку довольно быстро.
Малому и среднему бизнесу проще использовать дешевые специализированные "облака" и картографические сервисы.
Геомаркетинговые исследования как консалтинг, на наш взгляд, останутся и будут занимать свою нишу, если решение задачи довольно сложное или требует глубокого исследования и, особенно, если у компании стоит специфическая задача и нет на это ресурсов. Однако сегодня наблюдается тренд перевода геомаркетинговых исследований и отчетов в виде напечатанных карт, как это было раньше, к использованию интерактивных карт, предоставляемые профессионалами рынка, с визуализацией базы геоданных и геомаркетинговым функционалом даже в случае сложного анализа.
Также к перспективным методам сбора данных для геомаркетинговых инструментов следует отнести обработку "больших данных" (Big Data), методы парсинга и т.д. Все это вкупе с развитием веб-ориентированных ГИС-технологий позволяет делать и поддерживать профессиональные геомаркетинговые инструменты, которые в конечном итоге призваны не завесить от мнения собственника коммерческого помещения и делать объективны анализ целевой аудитории, чтобы находиться в конкретном месте долго и результативно.