The Village: как карты помогают сделать город лучше
На сайте "The Village" опубликована статья Н. Шевкуновой "Как карты помогают сделать город лучше". В ней команды Urbica Design и Habidatum, рассказывают о городской картографии и работе с большими данными. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Urbica Design
Город в привычном понимании — это пространство. А карта — наиболее удобный способ представить и изучить это пространство. Жителей интересует не только традиционная карта и кратчайший маршрут из точки А в точку Б. Например, пешеходам в городе интересно знать, по каким улицам они могут комфортно перемещаться, а это включает в себя множество параметров, которые надо знать и уметь о них рассказать жителям.
Важно делать данные доступными для всех жителей. Например, в случае с криминальной статистикой города Москвы есть две причины открытия данных. Во-первых, мне интересно посмотреть на район, в котором я живу, и узнать, насколько там опасно. В рамках исследования «Механика Москвы» Московский институт социально-культурных программ (МИСКП) провёл социологический опрос о субъективном восприятии безопасности районов Москвы. Например, известное всем Гольяново считается очень небезопасным районом. Но при этом если смотреть на объективные показатели — количество краж или преступлений в городе, — то оказывается, что центральные районы более опасны, вероятность того, что у вас утащат кошелёк, там выше из-за большего скопления людей. Нельзя сказать, что теперь можно разгуливать ночью по Гольяново, но есть вещи, связанные с ощущениями, а есть объективная статистика.
Вторая причина открытия данных — в том, что это ценный срез знаний для компаний. Возьмём известный американский поисковик недвижимости trulia.com. Помимо поиска по цене, там есть возможность посмотреть, насколько криминогенна обстановка в том районе, где человек ищет себе недвижимость. Это очень важный параметр для принятия решений. Соответственно, грамотная аналитика позволяет подобным сервисам предоставлять качественные данные и объяснять, почему квартира в этом районе стоит дороже, а в этом дешевле.
У городской картографии большое будущее, потому что сервисы, связанные с геоинформационными системами, сейчас только развиваются, и достаточно бурно. Конечно, технологии уже сейчас помогают планировать транспортные маршруты, архитекторы не могут проектировать без карт. Но современные технологии предлагают гораздо больше способов использования карты. Всё только начинается, инструменты и технологии перестают требовать особого внимания, это позволяет фокусироваться непосредственно на исследовании и анализе данных.
Habidatum International, Inc.
Habidatum занимается визуальным анализом для городского планирования и принятия решений о городе. Мегаполис — это сложная динамическая информационная система, у неё есть пространственное и временное измерение. В основном мы собираем данные для масштабных инфраструктурных проектов в сфере транспорта, недвижимости и развития территорий, городской экономики, бизнеса.
Мы работаем со спонтанными данными, или big data, — информацией, которая не собирается по специальному запросу, а генерируется в автоматическом или полуавтоматическом режиме как продукт жизнедеятельности города. Это может быть нечто привязанное к месту, но изменяющееся во времени — например, информация с сенсора или нечто, передвигающееся в пространстве — как собака с суперошейником или сотовый сигнал. Есть ещё одна категория данных — так называемые семантические. Помимо привязки к пространству и времени, они обладают дополнительными смыслами, которые извлекаются из текстов, — например, твит.
За спонтанными данными далеко ходить не надо, так как жители города сами публикуют информацию, она часто находится в открытом доступе. Есть, конечно, куча данных, которые невозможно получить прямым способом, и необходимо создавать алгоритмы, которые будут их собирать, или договариваться с провайдерами данных.
Блюда высокой кухни не обязательно должны готовиться из печени какой-нибудь заморённой утки, иногда достаточно простых продуктов — просто надо знать рецепт. Доступные данные позволяют нам сгенерировать много вторичной информации. И в этом, собственно, состоит половина нашей работы — находить смыслы известных нам данных. Сами по себе данные ничего не значат: большую часть времени мы уделяем созданию методологии их обработки и получению производных.
Никого уже не удивишь работой с твитами или, скажем, с какой-нибудь пространственной информацией с мобильных приложений. Все с ними работают, это супер. Вопрос в том, какие смыслы из них извлекают и сколько измерений получают, — мы получаем много.
В будущем хотелось бы увидеть переход от аналитики данных через срезы к анализу процессов, переход от видения города в пространстве к пониманию города в пространстве и времени. Это то, с чем сейчас пока мало кто умеет работать. Мы пока сами только учимся это делать.
Ну и третье важное направление — это анализ и понимание виртуального пространства города. Что жители думают о разных составляющих городской жизни? Каковы их ценности? Каков их образ жизни? Каково их мышление? Как это мышление меняется со временем? Это то, из чего наполовину состоит город. Хочется, чтобы в будущем это стало фундаментальной составляющей анализа для принятия решений в городе. Это гораздо сложнее, чем мониторинг того, что люди думают о мэре. Есть вещи гораздо глубже: как люди понимают пространство, время и что они ценят в этой жизни.
Заботы мадам Шевкуновой с "картами" связаны не более чем приведенные в статье в качестве героев второго плана - утки с небесами. Может быть они когда-то и сосуществовали для взаимной пользы, но в гастрономическом аспекте, как небо было необязательной условностью топологических свойств утки, так и карта в случаях приведенных актуальных аналитик, вполне заменима даже немасштабной схемой. События во времени, названные гордым именем Big-DATA вряд ли по числу маркеров на карте превысят число фонарей освещения. А электросети у нас к Big Data не относятся даже в самых смелых перспективах ГИС. Что же касаемо опасений криминогенности, дамы, которая накопила средств для покупки жилья и подбирает себе район таким замысловатым способом пиара, то картографические средства ГИС в этом мало помогут. Если бы регистрировались не только раскрытые преступления и правонарушения, а еще и заявленные, то, самыми криминогенными по плотности были бы : офисы компаний предлагающих жилье по долевому участию, банки и финанасовые организации, выдающие кидальные и кабальные кредиты, аптеки, торгующие наркосодержащими препаратами круглосуточно, ларьки и киоски со спайсами и травой, квартиры в которых живут и отгружают наркоту безо всякого опасения годами под присмотром милиполиции заслуженные дилеры, государственные и муниципальные учржедения, в которых берут взятки за любое подобие пользы людям. Если к этому добавить места на автодорогах, где езда в нужном направлении запрещена заведомо ненужным хлебным знаком долгие годы, то уверяю Вас, Гольяново будет выглядеть на такой карте образцом целомудрия и толерантности. Правда, как говорил один знакомый депутат госдумы РФ: "Это смотря, что считать социально опасным преступлением?" на заседании комитета при рассмотрении вопроса о статусе понятия "откат".