На сайте "ComNews" опубликована статья Е.Титаренко "Роскосмос" постигает коммерцию". В ней рассказывается о рынке ДДЗ. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Российские компании смогут использовать в коммерческих целях данные, получаемые с отечественных спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), уже в 2016 г., а по оптимистичному прогнозу - уже в начале лета. Пока данные, полученные с этих космических аппаратов, применяются только в интересах госсектора. Коммерческие компании также заинтересованы в использовании этих спутников, так как данные с зарубежных спутников из-за кризиса подорожали в два раза.
"Одна из задач Федеральной космической программы 2016-2025 гг. - это наращивание состава орбитальной группировки спутников ДЗЗ, а также снятие зависимости в первую очередь российского госсектора, а также других компаний от зарубежных данных ДЗЗ", - сообщил начальник отдела управления автоматических космических комплексов и систем управления госкорпорации "Роскосмос" Владимир Шведов, выступая на VIII Международной конференции Satellite Russia & CIS 2016, организованной ComNews Conferences.
Он отметил, что данные ДЗЗ, полученные с таких космических аппаратов, как "Ресурс-П", "Канопус-В", пока используются в интересах исключительно российских министерств и ведомств, хотя эти данные представляют также и коммерческую ценность. "Рабочая группа "Роскосмоса" сейчас прорабатывает в нормативно-правовом плане вопрос о возможном коммерческом использовании данных ДЗЗ, получаемых с российских спутников. Мы надеемся, что к концу 2016 г. этот вопрос будет решен", - заявил Владимир Шведов.
По мере развития российская орбитальная группировка спутников ДЗЗ позволит обеспечить всех российских потребителей российскими данными. "Таким образом, мы сможем свести до минимума использование зарубежных данных ДЗЗ. Никаких законодательных актов о вытеснении зарубежных компаний с рынка никто не собирается предпринимать. Все будет чисто на конкурентной основе: будут хорошие российские данные ДЗЗ - значит, будут меньше использовать зарубежные. Мы к этому стремимся и имеем неплохие результаты", - подчеркнул он.
Уже определен оператор космических средств ДЗЗ. Им стал Научный центр оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ) АО "Российские космические системы". Он оказывает услуги по планированию космических съемок на заявленных территориях, по предоставлению данных ДЗЗ как с отечественных, так и с иностранных аппаратов, услуги по тематической обработке материалов космической съемки в любых сферах деятельности.
ООО "Прайм Групп" (оказывает услуги по поставке и обработке данных ДЗЗ) - один из участников рабочей группы "Роскосмоса" по продвижению российских данных на нашем и зарубежном рынках. Компания приветствует намерение правительства коммерциализировать рынок данных ДЗЗ в России. "Пока эти данные де-факто доступны в первую очередь для госзаказчиков. В течение конца марта и всего апреля на площадке "Роскосмоса" проходили рабочие совещания с нашим участием, где как раз обсуждалась дорожная карта по этой теме. Уже сформирована рабочая версия дистрибьюторского договора, "Роскосмос" обещал выслать его участникам группы до майских праздников", - отметил главный инженер ООО "Прайм Групп" Антон Даниленко.
По его словам, НЦ ОМЗ будет работать не напрямую с рынком, а с дистрибьюторами, которые уже будут продавать данные конечным пользователям. Рабочая группа сформировала ценовые параметры для данных ДЗЗ с разных спутников. "Сейчас заканчиваются все формальные и бюрократические процедуры. По оптимистичному прогнозу, где-то в начале лета будет анонс о том, что для коммерческих заказчиков данные с российских аппаратов ДЗЗ будут доступны", - говорит он. Антон Даниленко добавил, что "Прайм Групп" пока предоставляет заказчикам данные ДЗЗ с зарубежных космических аппаратов двух операторов - американского DigitalGlobe и французского Airbus Defence and Space.
АО "Ракурс" (занимается технологиями обработки данных ДДЗ, созданием геоинформационных систем и электронных карт) также участвует в рабочей группе "Роскосмоса". "Мы видим прогресс в этом направлении. Надеюсь, когда будет отлажена нормативная база, мы получим возможность делать первые заказы на зарубежной территории для наших зарубежных пользователей, применяя данные с отечественных спутников", - подчеркнул коммерческий директор "Ракурса" Александр Чекурин.
Антон Даниленко отдельно подчеркнул, что кроме ценовой конкуренции российским аппаратам надо обеспечить и сравнимое с зарубежными аналогами качество данных. По словам Александра Чекурина, надо будет обратить внимание на качество не только данных, но и сервисов по их поставке. Нужны удобные процедуры заказа, короткие сроки доставки данных.
Первый заместитель генерального конструктора по геоинформационным системам ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) Владимир Лазутин также выразил надежду, что использование данных ДЗЗ с отечественных аппаратов позволило бы повысить эффективность компании. "В части космической съемки и приобретения материалов у зарубежных поставщиков есть в основном финансовые ограничения. Мы привязаны к курсу доллара. Последние два года стоимость данных ДЗЗ, которые мы приобретаем за рубежом существенно увеличилась. За счет этого и наши услуги стали дороже, вот это плохо", - отметил он.
По его словам, спрос на данные ДЗЗ высокий. "Особенно, когда заказчик видит, что новая технология позволяет ему существенно экономить средства", - пояснил он. Он напомнил о системе аэрокосмического мониторинга "Смотр", которую ГКС планирует создать через несколько лет и которая позволит делать снимки любой точки на планете.
Тем не менее игроки рынка данных ДЗЗ сталкиваются с целым рядом проблем, которые замедляют развитие бизнеса. Президент ГИС-Ассоциации Сергей Миллер подчеркнул, что темпы развития российского геоинформационного рынка существенно отстают от мирового. "Любая отрасль развивается тогда, когда появляется массовый потребитель. Массовость создает реально рыночную ситуацию. А пока даже рынка данных ДЗЗ в России нет - а только квазирынок", - отметил он.
Антон Даниленко считает, что в области данных ДЗЗ наблюдается стагнация из-за нестабильной экономической ситуации. "Зарубежные данные выросли в цене из-за курса рубля примерно в два раза. Не у всех заказчиков теперь есть бюджеты на покупку геоинформационных данных, поэтому мы наблюдаем падение продаж, - сетует он. - Рынок начнет развиваться тогда, когда выправятся дела в экономике".
Александр Чекурин наблюдает стагнацию рынка данных ДЗЗ не только в России, но и в мире. По его словам, она обусловлена общеэкономическими причинами. Тем не менее он уверен, что после спада этот рынок обязательно пойдет в рост. Еще одну проблему Александр Чекурин видит в нехватке специалистов в геоинформационной области. Причем отсутствие нужных кадров в странах СНГ и в Латинской Америке - еще более острое, чем в России.
Кроме того, несмотря на более чем 10-летнюю популяризацию использования данных ДЗЗ в отраслях народного хозяйства, конечные пользователи до сих пор не понимают, что такие данные экономически эффективнее, чем наземные геодезические измерения. "До сих пор наблюдается нездоровый консерватизм в использовании данных ДЗЗ", - недоволен Антон Даниленко. Он также критически относится к российскому законодательству в области ДЗЗ. "Наблюдается ситуация, когда данные ДЗЗ открыты, но если с ними провели манипуляции и обработали - они могут быть отнесены к закрытым. Многие заказчики оказываются в неоднозначной ситуации", - рассказал он.
По данным "Роскосмоса", в составе российской орбитальной группировки (ОГ) космических аппаратов (КА) ДЗЗ насчитывается восемь спутников. Это три космических аппарата "Ресурс-П" (№1, №2 и №3), оснащенных целевой аппаратурой "Геотон" с пространственным разрешением 0,7 м с высоты 475 км в панхроматическом режиме при ширине захвата 38 км, гиперспектральной аппаратурой (30 м и ширина захвата - 25 км) и широкозахватной мультиспектральной аппаратурой (12/25 м при ширине захвата 97 км и 60/120 - при ширине захвата 441 км). Кроме того, это космические аппараты "Канопус-В" №1 (со съемочной аппаратурой с пространственным разрешением 2,1 м и спектрозопальной камерой с разрешением 10 м и полосой захвата - 20 км), два аппарата гидрометеорологического назначения "Метеор-М" №1 и №2, два геостационарных аппарата гидрометеорологического назначения "Электро-Л" №1 и №2. Кроме того, в составе российской ОГ КА задействуется белорусский спутник с характеристиками, аналогичными аппарату "Канопус". В 2016 г. запланированы запуски одного спутника "Канопус-В - ИК" и одного "Метеора-М".
Компании «ПРАЙМ ГРУП» и «Ракурс» входят в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации.
Компания «ПРАЙМ ГРУП» была основана в 1999 году и на сегодняшний день является одним из ведущих системных интеграторов с огромным опытом реализации ИТ-проектов различного масштаба и уровня сложности. С 2003 года компания предоставляет на российском рынке услуги в области разработки и внедрения комплексных геоинформационных решений, составной частью которых является информационное обеспечение материалами дистанционного зондирования Земли. Компания «ПРАЙМ ГРУП» имеет статусы официального представителя ведущих операторов спутников дистанционного зондирования Земли в разделе высокого и сверхвысокого разрешений (Pleiades 1А, 1В, QuickBird, WorldView-1, WorldView-2, GeoEye-1, Ikonos, TerraSAR-X, TanDEM-X, Kompsat-3, SPOT 6, ALOS и др.).
Услуги компании «ПРАЙМ ГРУП»:
- Консультирование по вопросам использования данных ДЗЗ;
- Поставка материалов архивной и оперативной космической съёмки с различных КА;
- Цифровая обработка данных (ортокоррекция, мозаика, гистограммная коррекция);
- Создание трёхмерных моделей местности;
- Тематическое дешифрирование данных;
- Создание топографических и тематических цифровых карт и планов по материалам ДЗЗ;
Компания «ПРАЙМ ГРУП» обладает всеми лицензиями, необходимыми для осуществления деятельности в области ДЗЗ, штатом высококвалифицированных специалистов, производительными программно-аппаратными комплексами обработки данных и уникальным опытом работы с материалами ДЗЗ.
Компания «Ракурс» 20 успешно работает на российском и мировом рынках геоинформатики. Основные направления деятельности компании: разработка и реализация цифрового фотограмметрического комплекса PHOTOMOD, фотограмметрическая обработка данных дистанционного зондирования, консалтинг в области использования и обработки данных ДЗЗ. «Ракурс» также является официальным дилером программных продуктов КБ «Панорама» и дистрибьютором компаний DigitalGlobe, Airbus Defence and Space, ИТЦ «СКАНЭКС». Компания выступает организатором ежегодной Международной научно-технической конференции «От снимка к карте: цифровые фотограмметрические технологии».
Выбери нужный «Ракурс»!
Официальный сайт компании http://www.racurs.ru/
Собрались неглупые люди, и рассуждают о рынке придумывая разные истории банальному сюжету. Рынок есть только тогда, когда спрос и предложение свободны от внешних ограничений. В рынке существуют только 3 сегмента: B2G, B2B, B2C. Или по-простому три вида кошельков, способных оплачивать спрос. Государство, бизнес и граждане. Для граждан (B2C) наш Роскосмос никогда и ничего не создавал, и даже не задумывался еще на эту тему. Стало быть обсуждать нечего. Для государства (B2G) он всю жизнь и работал. То есть создавал то, что не имеет добавленной стоимости. Ибо государство, покупающее само у себя да еще и с наценкой, загоняет экономику в гроб прямой дорогой. У нас этот путь, как выяснилось более извилист. Государство участвуя в бизнесе, кредитует или субсидирует его из бюджета. А бизнес (B2B) совершает госзакупки, за деньги того же государства. В принципе, такая экономическая модель от прямого пути в гроб отличается только одним небольшим отклонением, которое и создано, чтобы радовать весь сонм чиновников и их решал. Потому, как цены закупки без откатов не бывает. Что же получается? B2B = B2G-откат. И при отсутствии B2C, о каком таком, простите, рынке мы тут читали умные слова приличных людей? Рынка в продуктах и услугах в области пространственных данных просто нет. Осталось только "социалистическое распределение бюджета по своим". А для того, чтобы рынок возник, нужно всего ничего: у бизнеса должны появиться деньги для инвестиций. Это кредиты (неубойные) или прибыль (неукрываемая). А пока такое существует только в параллельной вселенной, все разговоры про бизнес ПД, ДЗЗ и ГИС в России - пустая трата времени.
Низкая эффективность национальной космической программы ДЗЗ только незначительно связана с долгим отсутствием государственного оператора ДЗ в лице НЦ ОМЗ, количеством низкопробных государственных КА на орбите, состав ЕТРИС, количество созданных действующих ЦКУ, рожденных энергичным В.Г.Безбродовым.
Ключевыми недостатками российской деятельности в области ДЗЗ гарантирующие ее убыточность можно назвать следующие "достижения":
1. Целью российской космической деятельности сегодня и в обозримом будущем является не обеспечение ускорения темпов роста ВВП, а сохранение любой ценой рабочих мест в промышленности. Поэтому, отчетными показателями деятельности Роскосмоса являются не доля продукции на международном рынке ДЗЗ или экономический эффект от использования материалов съемки, а объемы информации безотчетно отправленный по каким то адресам.
2. В РФ до сих пор не сформирован перечень перспективных направлений деятельности по которым использование информации ДЗЗ может дать максимальный эффект, т. е. нет национальной стратегии использования информации ДЗЗ.
3. Участники государственной космической деятельности в области ДЗЗ не способны выполнять глубокую тематическую обработку материалов съемки, для создания продукции цена которой в 10-15 раз выше первичных данных. Например, поставляются картинки "термоточек" вместо сведений о направлении и скорости распространения лесных пожаров и продуктов их горения. Создаются ортофотопланы территории вместо выявления опасных явлений, которые могут привести к авариям при эксплуатации инженерных сооружений.
4. Своевременность и полнота выполнения заявки на съемку не являются отчетными показателями работы НЦ ОМЗ. Низкая оперативность управления режимом съемки ограничивает возможность съемки территории с малым количеством облаков. Это исключает возможность использования материалов съемки в производственных проектах.
5. Чиновники Роскосмоса, разработчики средств космической техники, операторы КС и их дистрибьюторы , а также "потребители космической информации сегодня не понимают какими параметрами должны обладать российские космические комплексы от простейших показателей (спектральные характеристики, погрешность абсолютных и относительных измерений, себестоимость данных ит п.) до системных показателей(тематический состав национальной ОГ ДЗЗ, состав съемочной аппаратуры отдельных КА, содержание процедуры валидации КС)