Вестник ГЛОНАСС: «ЭРА-ГЛОНАСС» - система с большим потенциалом
На сайте "Вестник ГЛОНАСС" опубликовано интервью с генеральным директором акционерного общества «ГЛОНАСС» А. Недосековым «ЭРА-ГЛОНАСС» - система с большим потенциалом». Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Андрей Николаевич, прошёл год с момента создания АО «ГЛОНАСС». Каковы первые итоги деятельности за этот год и какие ближайшие планы?
— Фактически акционерное общество «ГЛОНАСС» было создано в конце июня 2015 года, а начало деятельность после того, как появились первые средства – полноценная работа начата с 1 октября. С 1 января 2016 года мы стали операторами государственной автоматизированной информационной системы (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС». В декабре 2015 года по явились первые автомобили, оборудованные устройствами для экстренных вызовов, от них начали поступать первые экстренные звонки.
У предыдущего эксплуатанта, НП «ГЛОНАСС», мы приняли оборудование, совместно с ними провели обучение людей. Большой коллектив технических работников перешёл к нам из НП. Сегодня мы продолжаем эксплуатировать и развивать систему, разрабатываем наши внутренние нормативы по её эксплуатации. «ЭРА-ГЛОНАСС» находится в полностью рабочем состоянии.
— Сейчас в основном используются абсолютные навигационные измерения. Однако существуют средства и методы, позволяющие существенно увеличить точность. Вы собираетесь использовать в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» высокоточную навигацию? И насколько, по Вашему мнению, велика потребность в этих функциональных дополнениях?
— На сегодняшний день высокоточная навигация по проекту «ЭРА-ГЛОНАСС» развёрнута в Ленинградской области, в республике Башкирия, в Крыму. Есть планы продвижения дальше. Здесь важно, что она создавалась в соответствии с требованиями, которые установлены для высокоточной навигации. Все приборы прошли поверку и являются средствами измерения. Потребность в сервисах, основанных на высокоточной навигации, будет только расти. В первую очередь думаем о геодезических и кадастровых работах, но на самом деле рынок здесь гораздо шире.
— Однако потребности растут.
— Потребности большие, начиная от страховой телематики и заканчивая использованием высокоточной навигации для контроля перемещения транспортных средств. Развивается рынок автоматизированных беспилотных автомобилей – он невозможен без применения высокоточной навигации. Надо сказать, что технологии идут вперёд очень быстро, их стоимость снижается – они становятся доступнее, количество потребителей увеличивается.
— Существует ли у АО «ГЛОНАСС» какая либо инвестиционная программа для российского и зарубежного бизнеса? Будет ли возможность участия в этой программе как с операторами, так и по развитию сервис ных услуг?
— Инвестиционная программа есть, она разрабатывалась в соответствии с нашей стратегией. Сейчас мы занимаемся подготовкой наших предложений по развитию сервисов, их финансовоэкономической оцифровкой. Очень важно не только продумать сервис, но и получить устройство, которое будет этот сервис обеспечивать. У нас есть соглашение с Российским союзом автостраховщиков о совместной отработке оптимальных требований для оказания услуг ОСАГО по Европротоколу – требований к прибору, который это будет делать. В ближайшее время мы начнём проводить эту работу уже вместе с производителями устройств и со страховщиками.
— Выходит, вы подходите к решению межведомственных проблем в применении технологий. В России достаточно много заказчиков, использующих космический продукт. Однако многие работы зачастую дублируются или существенно повторяют друг друга, из-за чего государственные рас ходы выглядят неоптимизированными.
— При создании акционерного общества «ГЛОНАСС» государство предусмотрело очень важный пункт в законе. Государственные органы, использующие навигационные данные, прежде чем создавать у себя информационные системы, должны обратиться в АО «ГЛОНАСС», и возможности использования государствен ной инфраструктуры в их интересах. Этот пункт направлен на то, чтобы, во-первых, экономить государственные деньги, а во-вторых, получать унифицированные решения, чтобы каждый государственный орган или организация не тратили средства на аналогичную разработку и решение.
— Андрей Николаевич, есть ещё один, на мой взгляд, сверхважный вопрос – это проблема подготовки кадров. Не кажется ли Вам, что эта проблема сейчас решается крайне вяло?
— Говоря о подготовке специалистов в области навигационно-информационных технологий, конечно, надо разделять два направления: один большой блок – это те, кто пишет программные продукты, их поддерживает; второй блок – те, кто занимается железом и делает соответствующие приборы. Но, конечно, сначала надо готовить «универсального солдата». Программы подготовки в вузах не успевают за изменениями реально го рынка, за ростом технологий, и это понятно: поменять программу, добавить новое – для вузов это длительный процесс.
Все мы понимаем, что цикл обучения специалиста сегодня не заканчивается в вузе. Но и получение качественного вузовского образования становится проблемой в том случае, если вузы «оторваны от жизни». Надо сказать, что самим организациям, в том числе АО «ГЛОНАСС», очень сложно написать для вуза свои требования к этому специалисту. Эти требования будут актуальны только какое-то время – условно говоря, 57 лет. К примеру, со всем недавно знаний Oracle было достаточно, а сегодня появились другие продукты, знать которые необходимо. Нужна подготовка много платформенных специалистов. Я пока не знаю, как это реализовать на практике – возможно, применить подход с выбором специализации на старших курсах.
— Когда нас обучали, мы с четвёртого курса уже специализацию получали.
— Сегодня тоже нужно делать такую специализацию. Для этого необходимо сформировать образовательные программы. Если же у вуза не прописано в программе, что нужно давать такие-то конкретные знания, всё остальное будет являться факультативом для небольшой группы студентов, которые просто проявили к этому интерес. Для того, чтобы формировать в ряде вузов программы подготовки специалистов с учётом потребностей растущего информационного и навигационного рынка, нужна планомерная работа. Мы готовы войти в диалог с Министерством образования Российской Федерации и принять в этой работе активное участие.
Всё это благие намерения кабинетных теоретизирующих бюрократов. Первый вопрос - преподавать то что? Транспортные системы развитых стран создавались в 80-х и 90-х. В интернете лежит огромный массив информации по зарубежным аналогам. Элементы транспортной системы и передачи данных потребителю отработаны до уровня журнала "Сделай сам". Недостаток только один - мундир Английский, погон Французский, табак Японский - хозяин Омский. ГЛОНАСС-овцы выглядят на этом фоне Палеонавигаторами. Это будет висеть бюльшой контр-рекламой и отобьёт огромное количество
Для того, чтобы вузы что-нибудь преподавали - нужно чтобы в вузе были преподаватели завязанные на реальные отраслевые проблемы. Их нет. Отрасли отдельно преподаватели отдельно. Вузовский преподаватель - возрастной и плохо представляет возможности современных информационных систем. Эти "генералы" готовятся не к прошлой, а к поза-позапрошлой войне. Даже не шашки против танков. Дубинки.
Некому преподавать и нечего. Даже если выделить из "Эры ГЛОнасс", то не большое, что представляет технический приоритет, то этого мало для учебной программы. Есть только один правильный ,достойный и честный путь- преподавать системы ГНСС во всём их многообразии и путём сравнения и анализа.
Кто будет формировать требования? Печальная традиция советской системы образования, которая была и при Ленине и при Сталине, но на определённых исторических поворотах была снивелирована - двигать в руководство тех, кто сам преподавать не смог. Поэтому, мы расплодили огромную армию ненужных методистов, которая страну сожрать в состоянии, а не только отдельно взятую систему. Если преподаватель начнёт выполнять требования этих "художников" будет кащенко и склифософский и психиатрическая навигация.
Многоплатформенные специалисты? Вы научите людей программировать сначала.
Школа умерла по всей стране.
ГЛОНАССу нужен разработчик высокого класса. Те, что эту науку не превзойдут - попадут в высококвалифицированные Юзеры. Если вы будете навязывать требования сверху и продавливать их профессорскими удостверениями реальныхничегонезнаек, то насмешите даже не весь Мир. Этот Мир уже устал над вами смеяться- он заплачет.