Оk-inform.ru: быть или не быть Фонду материалов и данных инженерных изысканий?
На сайте "Оk-inform.ru" опубликована статья А.Доставаловой "Быть или не быть Фонду материалов и данных инженерных изысканий?". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Необходимость наличия в нашей стране полноценного, постоянно пополняемого и предоставляющего необходимую информацию Фонда материалов и данных инженерных изысканий практически никем не оспаривается. Однако вот уже на протяжении 8 лет продолжаются местами бурные, а местами унылые обсуждения механизмов и источников финансирования такого фонда.
Во времена СССР подобный кладезь информации существовал на базе чуть более 60 трестов (ТИСИЗов), которые собирали изыскательские отчеты, обобщали их и хранили, постоянно обновляя. При необходимости получения информации предыдущих лет проектно-изыскательские организации обращались в ТИСИЗы и использовали в своей работе имеющиеся данные, что значительно сокращало как сроки, так и стоимость проведения новых или дополнительных изысканий на близлежащих территориях.
После распада Советского Союза более пятидесяти трестов были приватизированы, доступ к имеющимся у них фондам ограничен, а значительная часть информации из-за халатного отношения к ее систематизации и хранению попросту перестала существовать.
Вопрос «реабилитации» фонда инженерных изысканий зародился в тот же момент, когда в строительную отрасль было внедрено саморегулирование. Профессиональное сообщество почувствовало доверие государства и предприняло ряд шагов навстречу для решения данного вопроса. Но ни финансовой, ни серьезной организационной поддержки профсообщество от государственных органов до настоящего времени так и не получило.
После распада Советского Союза более пятидесяти трестов были приватизированы, доступ к имеющимся у них фондам ограничен, а значительная часть информации из-за халатного отношения к ее систематизации и хранению попросту перестала существовать.
И проблема здесь кроется прежде всего в том, что до сих пор не найден компромиссный подход к формированию фондов, удовлетворяющий как государственные структуры, так и самих исполнителей работ.
В первых проектах правительственных порядков формирования фондов материалов и данных инженерных изысканий предполагалась безвозмездная передача в них материалов. В каких-то регионах это практикуется сегодня и без соответствующих постановлений и распоряжений правительства РФ.
И здесь обязательно надо помнить, что результаты инженерных изысканий - это работа, которая на сегодняшний день, к большому сожалению, несмотря на всю свою науко- и трудоемкость, весьма скромно оплачивается. Это происходит ввиду существования так называемых «матрешек» строительной отрасли, где изыскатель зачастую оказывается в самой низшей и самой неустойчивой точке финансовой цепочки инвестиционного проекта, хотя применяет свои познания и навыки из различных высокоточных наук (геологии, географии, экологии, гидрометеорологии, геотехники и многих других) на все 100%.
Тем не менее результат его работы должной финансовой отдачи не получает, а позже изыскателю вообще предлагают этот результат положить в архив фонда фактически бесплатно. Даже при «принудительном» согласии заказчика работ, заплатившего «копейку» и получившего результат на руки.
Основой для разработки соответствующих вариантов проекта постановления правительства РФ является часть 6 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ.
…и зачем фонд нужен отрасли?
В настоящее время многие организации, занимающиеся инженерными изысканиями и ранее выполнявшие функции территориальных, владеют большим количеством несистематизированной информации, содержащей материалы и уникальные данные, которые при должных обработке и анализе могут стать существенным вкладом в первоначальное формирование Государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий.
Конечно, заинтересованным в инвестиционном проекте лицам, в первую очередь застройщикам, не стоит надеяться на то, что после получения информации из такого фонда затраты на инженерные изыскания практически приблизятся к нулю. Иногда при разнице в несколько десятков метров геологическая и гидрогеологическая картина может иметь совсем иной вид, чем на ранее исследованных территориях. Однако материалы предыдущих лет - несомненный помощник изыскателю, и для работы они необходимы. Но получение их в большинстве случаев затруднено по причине отсутствия единого информационного центра, консолидирующего подобную информацию, находящуюся у множества хозяйствующих субъектов.
Как уже не раз отмечалось (и это является обратной стороной медали), покупка таких данных у организаций-держателей или выполнение инженерных изысканий с нуля значительно увеличивают финансовую нагрузку на государственный (муниципальный) бюджет или инвесторов, что логично приводит к удорожанию проектирования и строительства в целом.
Почему ничего не делается для создания фонда?
Делается, но весьма медленно. В открытых источниках можно увидеть, что надзор и интерес к созданию фонда есть на самом высоком уровне. Так, в поручении Д.К. Козака Минрегиону России от 8 октября 2010 года № ДК-П9-6945 сказано:
«1. Минрегион России (В.Ф.Басаргину)
Разработка порядка формирования и ведения государственного фонда данных инженерных изысканий недопустимо затянулась (продолжается с 2008 года).
Прошу незамедлительно завершить работу по подготовке указанного документа.
О результатах доложите до 14 октября 2010 года».
Этим же указанием поручено оперативно подготовить и согласовать приемлемый план-график передачи фонда данных инженерных изысканий ОАО «ПНИИИС» иной уполномоченной организации с целью обеспечения сохранности и возможности дальнейшей работы с указанным информационным ресурсом в случае приватизации ОАО «ПНИИИС».
Материалы предыдущих лет - несомненный помощник изыскателю, и для работы они необходимы. Но получение их в большинстве случаев затруднено по причине отсутствия единого информационного центра.
Как видим, цена и важность фонда материалов и данных инженерных изысканий руководству страны известна.
Тем не менее первые проекты, разработанные в 2011 - 2012голах изыскательским профсообществом на базе АСИ «Ростройизыскания» (Маслов В.А.) и Национального объединения изыскателей (Кушнир Л.Г.), на уровне органов власти одобрения не получили. Да и что говорить: профессиональное сообщество тоже разделилось тогда на два лагеря - «за» и «не очень», в связи с чем Л.Г. Кушниру и В.А. Маслову пришлось лично обращаться к электорату для недопущения конфликта.
На май 2013 года о состоянии, принципах формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий сложилось следующее консолидированное мнение.
1. Материалы фонда в виде копий технических отчетов об инженерных изысканиях на конкретных объектах и топографических планов разного масштаба (от 1:500 до 1:5000) находятся в соответствии с решением коллегии Минархстроя РФ от 12.02.1992 № 3 в территориальных изыскательских организациях, перечень которых утвержден этим решением.
2. По состоянию на май 2013 года фонд насчитывал около 3 млн единиц хранения и включал в себя примерно 300 млн машинописных листов и 600 тысяч топографических планшетов. Часть топографических планов (около 60%) хранится и обновляется в архитектурных службах поселений и субъектов Российской Федерации. Оцифровано не более 0,5% материалов.
Главной задачей фонда является осуществление систематической изученности природных и техногенных условий градостроительной деятельности на основе анализа, систематизации и обобщения поступающих в фонд материалов и результатов инженерных изысканий.
3. Главной задачей фонда является осуществление систематической изученности природных и техногенных условий градостроительной деятельности на основе анализа, систематизации и обобщения поступающих в фонд материалов и результатов инженерных изысканий, выполняемых на соответствующих территориях, и создание различных тематических карт различного масштаба, типов инженерно-геологических разрезов, актуализированных топографических планов и др.
4. Продукцией фонда, являющейся объектом коммерческой деятельности, является производная информация, создаваемая Фондом, а именно:
- общие сведения об изученности соответствующих территорий и участков;
- вырезки из соответствующих тематических карт и актуализированных топографических планов;
- пояснительные записки и предварительные заключения о природных условиях строительного освоения конкретных участков;
- рекомендации для застройщиков по составлению технических заданий на инженерные изыскания под конкретные объекты;
- анализ и заключения по программам инженерных изысканий;
- оценка качества выполненных инженерных изысканий.
5. При формировании материалов и данных фонда необходимо:
- провести инвентаризацию материалов и данных Фонда с целью определения состава исходной информации для создания производной информации;
- обеспечить ведение фонда по территориальному принципу (по субъектам РФ);
- обеспечить передачу в фонд отчетных результатов инженерных изысканий по всем объектам, создаваемым на территории соответствующего субъекта РФ независимо от источника финансирования;
- создать государственную информационную систему - при условии, что информация, содержащаяся в этой системе, независимо от способа ее создания, является государственным информационным ресурсом;
- увязать информационную систему фонда с Федеральной государственной информационной системой территориального планирования;
- Госстрою России по согласованию с Минрегионом РФ разработать и утвердить классификаторы, справочники и иные методические документы, обеспечивающие единство технологии программных, лингвистических, правовых и организационных средств информационной системы фонда с информационными системами территориального планирования и обеспечения градостроительной деятельности.
6. Основная работа фонда осуществляется на принципе самофинансирования. Создание информационной системы фонда и соответствующих рабочих мест осуществляется за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В чем же камень преткновения?
В июле 2013 года задача создания фонда была включена в план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденный распоряжением правительства РФ от 29.07.2013 № 1336-р(пункт 15 – «Установление порядка формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий»).
В июле 2013 года задача создания фонда была включена в план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».
Соответствующий очередной проект постановления правительства РФ был направлен профсообществом в сентябре 2013 года в Минрегион России.
И, видимо, пункт 6 последнего предложения и поставил в ступор органы власти. Лишних денег нет как в бюджете, так и у предпринимателей, что явилось тормозом принятия предложенного проекта.
В ноябре 2013 года Минстроем России впервые была опубликована для общественного обсуждения информация о начале разработки проекта положения, хотя к тому времени закулисно уже существовали горячие противостояния.
До конца 2013 года на базе Минрегиона России совместно с «АНО “Агентство стратегических инициатив”» профсообществом проводились согласительные совещания по поводу проекта. Сам текст документа появился на портале для общественного обсуждения спустя аж 8 месяцев. Но по итогам он получил отрицательное заключение ОРВ и утвержден в такой редакции не был.
Следующая попытка Минстроя России обсудить очередной проект была предпринята в апреле 2015 года, но закончилась только размещением уведомления. Текст проекта так на портале и не появился.
И вот очередное намерение разработки сего документа обнародовано Минстроем России неделю назад - в день защиты детей - 1 июня 2016 года. Обсуждение намерения продлится до 15 июня. Затем профсообщество должно наконец-таки увидеть долгожданный нормативный акт для, очень надеемся, решающего обсуждения и корректировки с последующим внесением в правительство РФ.
Пока в РФ не существует внятных нормативов (равно, как и самой культуры) ведения электронного документооборота описаний, все мытарства по наведению порядка в т.н. фондах, равноценны перекладыванию архивов с одних полок на другие. Пока главным форматом технической документации является бумажная версия технического отчета, а главной единицей хранения графики, является та же бумага, но другого размера, считать такие фонды информационными, можно с тем же приближением, что и перфоленту считать современным носителем данных. Пока в нормативах и ТЗ прописаны обязательства печати отчетов в Ворде, а чертежей в DXF, в малопонятной обязанности, никто и не заметит при сдаче проектной документации отсутствие самих файлов, на овеществленных носителях. А бумажные копии пересчитают и проверят вплоть до соответствия шрифтов и межстрочных интервалов. Такой "фонд" ценен не более чем склад макулатуры вчерашних изданий газеты "Правда". Упорядочение таких информационных ресурсов может стать в разы более дорогой задачей чем создание новых в подобающем виде. Менять нужно не объемы стеллажей и цвет полок, а методику сбора и управления данными. И начинать нужно с форматов обмена, классификации и кодирования объектов учетной политики, интерфейса общения фонда и профессионального сообщества, режимов обращения документов, единства координатной основы.А там еще и конь не валялся.