Известия: некачественная ГИС для здравоохранения обошлась бюджету в 17 млн рублей
На сайте "Известия" опубликована статья Н. Беришвили "Некачественная "карта здравоохранения" обошлась бюджету в 17 млн рублей". В ней рассказывается о нарушениях обнаруженных Счетной палатой. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Счетная палата обнаружила, что еще в 2015 году Минздрав заплатил 17 млн рублей за доработку геоинформационной системы учета и ведения объектов здравоохранения. Однако в итоге выяснилось, что проект не соответствует заявленным требованиям. По фактам выявленных нарушений СП направила обращение в Генпрокуратуру.
Директор фонда независимого мониторинга «Здоровье» и член центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов рассказал «Известиям», что речь идет об информационной системе, позволяющей планировать территориальное расположение федеральных медицинских организаций, подведомственных Минздраву. Она создается для того, чтобы можно было понять, в каких регионах и какой медицинской помощи не хватает населению.
— Это своего рода «карта здравоохранения», которая накладывается на медико-демографические показатели в каждом конкретном регионе. Например, в субъекте высока смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, а профильного кардиологического медцентра нет. Тогда на основании анализа можно принимать решение о строительстве такого учреждения или продумывать, как обеспечить маршрутизацию пациентов к месту оказания медпомощи в другой кардиоцентр, — объяснил Эдуард Гаврилов.
По информации Счетной палаты, в 2015 году подведомственное Минздраву ФГБУ «Центр информационно-технологической и эксплуатационной поддержки» (ЦИТЭП) получило от министерства госзадание по доработке геоинформационной системы, отвечающей требованиям Градостроительного кодекса. Для выполнения этих работ центр объявил тендер на сайте госзакупок, победителем стало ООО «РусТрансДата», имеющее всего пять сотрудников и уставный капитал 20 тыс. рублей. С этой компанией был заключен контракт на 17 млн рублей.
В установленный срок комиссия Минздрава приняла работу и полностью оплатила ее. В мае 2015 года разработанная схема была отправлена в Минэкономразвития, но из-за несоответствия техническому заданию проект не был согласован. Повторное согласование должно было произойти через месяц, но Минздрав прислал проект только в январе 2016 года и вновь получил отрицательное заключение.
Пресс-служба Минэкономразвития сообщила «Известиям», что для разрешения этой ситуации было проведено несколько совещаний с представителями Министерства здравоохранения. В мае 2016 года Минздрав прислал проект изменения схемы с учетом ранее полученных замечаний.
Его, по словам Минэкономразвития, одобрили заинтересованные министерства (Минкультуры, Минобороны, Минкавказа, Минприроды, Минвостокразвития). Финальный проект Минздрав должен направить в Минэкономразвития в ближайшее время.
— Минздрав России провел поэтапное согласование содержащейся в системе информации с субъектами РФ и заинтересованными органами. В рамках гарантийного обслуживания разработчиком вносились необходимые изменения и в итоге Минэкономразвития России выдал положительное заключение», — сообщила пресс-служба ФГБУ ЦИТЭП.
Однако в пресс-службе Счетной палаты РФ «Известиям» сообщили, что письма от Минздрава о том, что указанные в представлении нарушения устранены, не поступало. Более того, по фактам выявленных нарушений СП направила обращение в Генпрокуратуру.
— 17 млн рублей потрачено так, что работу пришлось переделывать несколько раз, и нет результата по улучшению доступности и качества медпомощи. Произведена информатизация ради информатизации, — говорит Эдуард Гаврилов. — Возникают вопросы: что именно дорабатывал подрядчик с уставным капиталом 20 тыс. рублей, получивший 17 млн бюджетных средств? Где можно увидеть плоды этого «тяжелого» труда? Почему сотрудники ЦИТЭПа сами не выполнили профильную для них работу, а отдали ее на субподряд мелкой компании?
По словам директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, ситуация, в которой оказался Минздрав, типична для многих ведомств. Во-первых, контракторы не выполняют своих обязательств (черный список таких компаний постоянно растет), а во-вторых, качество выполненных работ находится вне зоны общественного контроля. В то время как у заказчика часто нет специалистов, которые могут дать компетентную оценку.
Эдуард Гаврилов отметил, что готовит обращение в Минздрав с просьбой рассказать о дальнейших планах министерства относительно геоинформационной системы учета и ведения объектов федерального значения в здравоохранении. Он также намерен отслеживать все тендеры по этому вопросу на сайте госзакупок с дальнейшим доведением информации до центрального штаба ОНФ.
Опять народный фронт, отвоевал часть правды о безумных и бесконтрольных тратах средств бюджета правительством. Не пора ли сменить такое правительство более профессиональным народным фронтом например. А то как-то конституция в это взаимодействие власти и общества перестает вписываться. В ней про полномочия "фронтов и армий" говорится только в военное время. В мирной жизни места фронту нет. А он, как суслик в ДМБ, есть.