ГИС-технологии позволяют оценить эффективность инструментов госрегулирования миграционных процессов
Как сообщает km.ru, на базе Института проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии Финансового университета сформировалось новое научно-прикладное направление социально-политического прогнозирования миграционных рисков с использованием геоинформационных систем, методология отображения количественных, временных, целеполагательных критериев оценки фокусной проблемы информационной технологии наложения сведений на картографическую основу, предназначенной для поиска, обработки, хранения, пространственной визуализации информации (политической, социальной, экономической) в разрезе субъектов Российской Федерации и зарубежных стран.
Научный руководитель этого направления, автор методологии – главный научный сотрудник Института проблем эффективного и гражданского общества М.Л. Галас. К разработке инновационной методологии регулирования миграционных процессов были привлечены специалисты ФМС России, затем Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Инновационный подход к рассмотрению миграционных процессов заинтересовал ученых Факультета социологии и политологии, Департамента политологии. При активной поддержке декана Факультета социологии и политологии А.Б. Шатилова и директора Департамента политологии С.Ю. Белоконева было проведено комплексное мультидисциплинарное исследование по проблеме: «Миграционные риски для России: краткосрочные и среднесрочные прогнозы».
Апробация инновационной технологии и методологии, полученных результатов исследования была проведена в формате Экспертного межведомственного заседания 19 октября 2016 года в Финансовом университете.
Доклад М.Л. Галас сделан в форме презентации технологии и методологии исследования миграционных процессов на основе ГИМ-технологий. ГИС-технологии позволяют оценить эффективность инструментов государственного регулирования миграционных процессов, к которым исследователем отнесены: установление квот на выдачу приглашений для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу иностранным гражданам, которым для въезда в Российскую Федерацию требуется получение визы; регулирование размера платежа по патенту для иностранных граждан, которым для въезда в Российскую Федерацию виза не требуется, принятие решения о прекращении выдачи патентов; установление допустимой доли иностранных работников используемых в различных отраслях экономики.
Докладчик полагает, что при наличии актуальных данных о состоянии рынка труда, участии в нем иностранных работников, оперативной обработке и экспертной интерпретации полученных сведений все эти инструменты могут эффективно применяться для управления внешней трудовой миграцией в интересах национальной безопасности России. В этой связи приобретает значимость методология и техника обработки информационных данных.
Наиболее перспективное применение геоинформационных систем при оценке и анализе миграционной ситуации для принятия управленческих решений автору исследования представляется в сфере трудовой миграции. Оно возможно, как на федеральном уровне, так и на региональном с учетом особенностей территориального устройства субъектов Российской Федерации.
На примере визуализированной картографической схемы М.Л. Галас продемонстрировала, что сопоставление данных о занятости граждан России на рынке труда в фокусном субъекте Российской Федерации с аналогичными данными о занятости иностранных работников позволит оптимизировать распределение трудовых ресурсов в целом по территории Российской Федерации. Для примера были выбраны отдельные регионы Южного федерального округа. Полученные результаты наглядно показывают, что наиболее привлекательным регионами для мигрантов являются Ростовская область и Краснодарский край. Существенно меньшее количество иностранных граждан пребывают в республиках Адыгея, Калмыкия, Волгоградской и Астраханской областях. В то же время, рассматривая цель приезда иностранных граждан выявляются особенности, что миграционная привлекательность Ростовской области во многом характерна для частных поездок мигрантов. В Краснодарском крае наряду с частной целью преобладает цель трудоустройства, как и в значительно менее привлекательной для мигрантов Адыгее. В Волгоградской и Астраханской областях преобладающее количество иностранных граждан находятся с целью работы по найму и уже меньшее их количество - с частной целью. Таким образом, комплексное визуальное восприятие информации разнородной информации о миграционной ситуации в регионах Южного федерального округа позволяет достаточно точно представить степень миграционной привлекательности субъектов Российской Федерации в сравнении друг с другом.