Безопасность железнодорожных перевозок в Индии может обеспечить ГЛОНАСС
Как сообщает i-mash.ru, холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в госкорпорацию «Роскосмос») и Министерство железных дорог Индии обсудили перспективы адаптации для Индии российских систем мониторинга и обеспечения безопасности железнодорожных перевозок на основе навигационных технологий ГЛОНАСС.
Стороны обсудили детали совместной работы и выразили заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества в области применения результатов космической деятельности.
Российская сторона представила индийским коллегам свои разработки в области мониторинга критически важных объектов инфраструктуры железных дорог и перевозки опасных и ценных грузов железнодорожным транспортом с использованием глобальных навигационных спутниковых систем. Эти решения способствуют обеспечению безопасности и позволяют минимизировать риски воздействия на объекты и грузы факторов техногенного и природного характера, сократить ущерб от аварий и чрезвычайных ситуаций.
Заместитель директора проектов по внешнеэкономической деятельности «Российских космических систем» Владимир Савельев: «На данном этапе совместно с индийскими партнерами необходимо разработать общую концепцию будущей системы. Мы определяем стоящие перед системой задачи, увязываем цели ее применения с действующими в Индии правовыми нормами».
Разработанная в РКС территориально-распределенная система мониторинга критически важных объектов состоит из трех уровней. Датчики, установленные в тоннелях, депо, на вокзалах, мостах и других инфраструктурных объектах, собирают и передают информацию в локальные диспетчерские пункты. Эти пункты связаны с центрами мониторинга зональных железнодорожных управлений, информация из которых стекается в ситуационный центр железных дорог. В российском варианте верхним уровнем является национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Типы устанавливаемых датчиков зависят от назначения и специфики контролируемого объекта. Широко используются датчики газового контроля и контроля воздушной среды, датчики радиации, датчики энергоснабжения, пожарной и охранной сигнализации, а также видеонаблюдения.
Система мониторинга железных дорог также предполагает установку на железнодорожных мостах, большепролетных и высотных сооружениях измерительных модулей спутниковой системы навигации, позволяющих контролировать смещения и колебания конструкций сооружений. Для анализа таких параметров специалистами РКС разработана отдельная система высокоточного мониторинга смещения инженерных сооружений (ВМСИС), которая уже внедрена на ряде объектов Транссибирской железной дороги в России.
Используя сигнал российской орбитальной группировки навигационных спутников Глонасс, система ВМСИС с миллиметровой точностью определяет колебания конструкций одновременно в трех плоскостях, обрабатывает их и выдает результаты в режиме реального времени на пульт оператора. Это позволяет специалистам вести постоянную диагностику нарушений целостности сложных инженерных конструкций, отслеживать потерю устойчивости отдельных элементов, а также проводить исследования динамических характеристик сооружений под воздействием различных факторов – сезонных изменений, движения транспорта, ветра, смещений грунта и др.
Задача повышения безопасности ценных и опасных грузов решается за счет установки на подвижной состав специальной навигационной аппаратуры, принимающей сигналы спутниковых навигационных систем. В качестве одного из направлений сотрудничества российской и индийской сторон в перспективе может быть рассмотрено создание совместного предприятия по выпуску подобных устройств для нужд индийских железных дорог.