Лесной Форум: Приказ Минприроды России от 3 февраля 2017 г. № 55 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" направлен в Минюст на регистрацию
На сайте "Лесной Форум Гринпис России" размещен пост А. Ярошенко "Приказ Минприроды России от 3 февраля 2017 г. № 55 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" направлен в Минюст на регистрацию". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Приказом Минприроды от 3 февраля 2017 года № 55 утверждена новая Лесоустроительная инструкция. В настоящее время приказ направлен на регистрацию в Минюст. Документ разрабатывался в обстановке строжайшей секретности: после размещения раннего чернового варианта на специализированном сайте regulation.gov.ru в октябре 2015 года у профессионального сообщества не было ровным счетом никакой возможности ознакомиться с тем, как этот черновик (совершенно никчемный на момент размещения его на указанном сайте) эволюционировал и во что он в конце концов превратился. Утвержденная версия Лесоустроительной инструкции остается недоступной и сейчас.
Сто лет назад Лесоустроительная инструкция была главным подзаконным актом лесного хозяйства, регулировавшим большинство важнейших технических вопросов, касавшихся управления лесами. На протяжении последнего столетия объем и роль лесоустроительной инструкции существенно менялись: какие-то ее положения закреплялись непосредственно в лесных законах, какие-то выносились в отдельные нормативные акты; тем не менее, до 2006 года включительно Лесоустроительная инструкция являлась одним из важнейших лесных нормативов.
Ситуация принципиально изменилась с принятием в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации, действующего до настоящего времени. На протяжении более чем полутора веков лесоустройство представляло собой комплекс мероприятий, связанных с инвентаризацией и оценкой (таксацией) лесов и планированием хозяйственной деятельности. Лесной кодекс 2006 года выделил государственную инвентаризацию лесов (ГИЛ) в самостоятельный вид деятельности - это было совершенно правильным решением, но из-за допущенных при разработке методики ГИЛ ошибок за десять лет ничего путного создать не удалось, работа тысяч специалистов и миллиарды бюджетных рублей оказались потраченными впустую. Но главной проблемой для лесоустройства стало другое: Лесной кодекс оставил за ним планирование только мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а планирование мероприятий по их использованию возложил на разработчиков так называемых "проектов освоения лесов". Лесной кодекс РФ 2006 года вообще построен на идеологии "освоения лесов" - то есть добычи из лесов той древесины, которая в них уже есть (примерно как добывают нефть, газ, уголь и другие невозобновляемые природные ресурсы). Собственно лесному хозяйству в этом кодексе практически не нашлось места - соответственно, и лесоустройство, как система его планирования, и регулирующая его лесоустроительная инструкция, оказались где-то на задворках отраслевой нормативной базы.
Тем не менее, даже в нынешнем ущербном (согласно Лесному кодексу РФ 2006 года) виде лесоустройство важно - как минимум, как единственный источник достаточно детальной для хозяйственного планирования информации о лесах. Поэтому время от времени Минприроды, Рослесхоз и Рослесинфорг предпринимают попытки как-то организовать процесс разработки новой Лесоустроительной инструкции, привлекая к нему внешних разработчиков. Но спешка и привычка к халтуре берут свое, "наука" и "практика" в нормотворческом процессе практически не пересекаются, и то, что пытаются разрабатывать ученые, почти не оазывает влияния на то, что принимают чиновники. Например, в конце 2016 года подведомственное Рослесхозу ФГБУ "Рослесинфорг" провело открытый конкурс на проведение НИР по теме "совершенствование нормативно-правовой базы лесоучетных работ", в результате чего к 25 декабря 2017 года должен был быть разработан проект новой лесоустроительной инструкции (ссылка). Однако, хотя сейчас еще февраль, а отнюдь не декабрь 2017 года - новая Лесоустроительная инструкция уже утверждена приказом Минприроды.
Несмотря на то, что новую лесоустроительную инструкцию пока никто из специалистов, кроме непосредственно причастных к ее разработке и утверждению лиц, не видел - нет практически никаких сомнений в том, что она мало на что годится. Такие большие и серьезные документы в принципе невозможно сделать качественно без многократного обсуждения проектов с широким кругом отраслевых специалистов и без реального учета высказываемых замечаний.