Scientificrussia.ru: Почвенный институт РАН - о Едином реестре и новых разработках
На сайте "Scientificrussia.ru" опубликована статья Т. Матвеевой "Почвенный институт РАН: о Едином реестре и новых разработках". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Единый государственный реестр почвенных ресурсов России, который содержит в себе всю информацию о земле нашей страны, был создан в 2013 году – и уже есть в электронном виде в Интернете. Почему медийный интерес возрос к нему именно сейчас, как реестр составлялся и какие задачи должен решить корреспонденту «Научной России» рассказали в Почвенном институте им. В.В. Докучаева. И о новых разработках тоже.
Вопрос о создании подобного реестра стоял остро не только в современной России, но и в Советском Союзе – и тогда эту задачу начали решать. Составлялись почвенные карты хозяйств, на их основе делались карты областей – и уже потом готовилась единая карта всей страны. Однако до конца довести дело не удалось: после распада СССР ведомства, которые собирали и структурировали информацию о почвах в каждой области, были отчасти упразднены, отчасти акционированы. Информация же так и осталась в разобщенном виде – и собрать ее воедино удалось только в 2013 году.
– Это большая работа, которую проводил институт в содружестве со многими другим организациями, – рассказал Игорь Юрьевич Савин, член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной работе. – Мы собрали старую информацию – из материалов Советского Союза – и новую – накопленную за последние годы, – чтобы обобщить ее и представить в виде единого документа. Этот документ – Единый государственный реестр – принят в качестве официального и является основой для решения практических задач в области сельского хозяйства и кадастровых задач.
Как отметил Игорь Юрьевич, сегодня в России заметно возрос интерес к земле. Если раньше было неважно, на какой земле выращивать ту или иную культуру (за счет всевозможных удобрений урожай можно получить фактически на любой земле – независимо от ее качества), то сейчас стали задумываться о том, какие свойства у земли определенного региона, сколько она может дать сама, без дорогостоящих «помощников». Информация, которая содержится в реестре, может помочь ответить на эти вопросы и спланировать рациональное использование земель – его уже взяли на вооружение Министерство экономического развития и Министерство сельского хозяйства.
На этом институт останавливаться не собирается: Единый реестр – лишь верхушка айсберга, а точнее – верхушка пирамиды. Сейчас разрабатываются аналогичные документы – уже на уровне субъектов России.
Единый государственный реестр – большое, но не единственной достижение Почвенного института за последнее время. Последователи В.В. Докучаева, русского геолога и почвоведа, основоположника школы почвоведения и географии почв, активно занимаются формированием правового институционального поля для почвоведов. Так по предложению института Правительство РФ утвердило «Правила отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям». Кроме того, аграрный комитет в Госдуме ставит вопрос о внесении в план закона о землеустройстве, о внесении изменений в закон о государственном регулировании и охране плодородия почв – опять-таки, не без участия Почвенного института. Первые варианты этих законопроектов уже готовы. Готов и еще один – пожалуй, самый необходимый проект – о создании земельной службы.
– Главный парадокс современной России состоит в том, – отмечает директор института Андрей Леонидович Иванов, – что земельное законодательство у нас чрезвычайно усложнено и запутано, землей занимается множество министерств и ведомств, но она все равно остается «без глаза». Россия – единственная страна в мире, занимающаяся аграрным преобразованием, преобразованием в сфере социальной сельскохозяйственной политики, в сфере оборота земель, при этом не имеющая земельной службы. Эта служба была у нас – хоть и громоздкая, запутанная. Она была разрушена, а новой не создано. Но какой-то аналог должен быть.
Подобные службы существуют в Европе и в США и имеют разветвленную структуру: так, в каждом американском штате есть своя служба extension services. Какой должна быть земельная служба в России – институт имеет четкие представления: к примеру, одной из ее государственных функций должна быть фискальная. Как отметил Андрей Леонидович, 40% земельных налогов сегодня не собирается – а это те деньги, которые должны идти на восстановление плодородия земель, на развитие инфраструктуры.
– Какие-то более мелкие задачи можно отдать и бизнесу, но самое главное – нельзя сводить понимание земли к некоего объекта недвижимости, – предупреждает директор.