Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  
















Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться








width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Институт «Град» принял участие в IV Всероссийской конференции «Развитие городских агломераций России»

85435

В настоящее время Россия, как и весь мир, вступила в новую эру своего развития – эпоху агломераций.

Городские агломерации – новые субъекты территориального развития, крупнейшие инновационные, логистические, управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность, которые способны и меняют экономическую, социальную и политическую карту мира.

Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации, разрабатываемой в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», определила развитие агломераций как один из базовых драйверов развития страны.

Рассмотрение и изучение агломерационных процессов, происходящих сегодня в России, является очень важной и актуальной темой, требующей повышенного внимания как со стороны власти, так и науки, общественности и экспертного сообщества.

Одной из эффективных площадок для обсуждения данных вопросов является Всероссийская конференция «Развитие городских агломераций России», которая проходит в Новосибирске с 2014 года и зарекомендовала себя как мероприятие высочайшего уровня, позволяющее осуществить незаменимый обмен опытом и получить компетентную экспертную оценку агломерационных проектов и предлагаемых решений.

В этом году конференция состоялась 16-17 мая на базе выставочного комплекса «Новосибирск Экспоцентр».

Организатором мероприятия выступило Правительство Новосибирской области при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации.

К участию были приглашены представители федеральных, региональных, муниципальных органов власти, профильных высших учебных заведений, бизнес-структур, общественных организаций, эксперты в области архитектуры, градостроительства, территориального и стратегического планирования, в том числе специалисты Института Территориального Планирования «Град».

Конференция стала площадкой формирования актуальной повестки развития городских агломераций России, выработки общего видения вектора агломерационного развития всех участников процесса и прошла в двухдневном формате.

Старт мероприятию был дан во вторник 16 мая. Гостям и участникам конференции было озвучено приветствие от имени министра экономического развития России М.С. Орешкина и полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе С.И. Меняйло. Со словами приветствия ко всем присутствующим обратился Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий.

Деловая программа конференции началась с работы пленарного заседания «Роль агломераций в Стратегии пространственного развития Российской Федерации».

Участникам для обсуждения были предложены следующие вопросы:

– значение агломераций в стратегическом планировании регионов;

– развитие агломераций при реализации различных моделей и сценариев пространственного развития Российской Федерации;

– межагломерационные эффекты пространственной интеграции и взаимодействия отдельных агломераций.

С докладом о стратегическом планировании как основе пространственного развития Новосибирской агломерации выступил Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий.

Как отметил глава региона, к сегодняшнему дню Новосибирская агломерация достигла такого этапа формирования, который требует модерации основных процессов. Предстоит переход от стихийного развития, порождающего ряд проблем и диспропорций, к управляемому, основанному на системном подходе и балансе интересов территорий. Новосибирская агломерация – это совместный проект областного Правительства и муниципалитетов, где Правительство играет ведущую роль в складывающейся системе, а муниципальные образования выступают в качестве полноценных партнеров. По мнению В.Ф. Городецкого, это важнейший принцип, который должен быть заложен в процесс создания любой агломерации.

Далее Председатель комитета ГД ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Н.М. Харитонов рассказал о законодательном обеспечении развития агломераций в России.

Своим видением роли агломераций в Стратегии пространственного развития РФ – основном документе, разработка которого станет базой для стратегического планирования регионов, поделилась директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России Е.С. Чугуевская.

Елена Станиславовна сделала акцент на том, что в Новосибирской области находится одна из крупнейших городских агломераций России, она входит в число 17 регионов, в которых определены пилотные проекты по развитию агломераций. В настоящее время Новосибирская агломерация активно развивается, входит в группу лидеров и в базовый каркас расселения России, на ее основе в дальнейшем будет строиться развитие проекта сибирской конурбации.

Далее присутствующим была представлена информация о пространственном развитии агломераций через кластеры, показаны сходство и различие факторов и эффектов при их формировании, продемонстрированы подходы к разработке методики оценки уровня развития городских агломераций, показана интеграция масштабных инфраструктурных межрегиональных проектов с региональными стратегиями социально-экономического развития и стратегией пространственного развития Российской Федерации.

Завершил работу пленарного заседания доклад генерального директора ИТП «Град» А.Н. Береговских об эффективности реализации градостроительных решений за счет качества и согласованности стратегического, пространственного и градостроительного планирования в пределах городских агломераций.

Свое выступление докладчик начала с краткого обзора основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных указом Президента РФ № 13 от 16.01.2017 г.

Результатами реализации государственной политики регионального развития должны стать:

а) сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности;

б) сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов;

в) достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации;

г) дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках;

д) повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Особое внимание докладчика было уделено пункту, касающемуся развития крупных городских агломераций, какой является в настоящее время Новосибирская агломерация, неслучайно выбранная местом проведения данной конференции.

По мнению А.Н. Береговских, комплексное и устойчивое развитие территорий должно обеспечиваться через качество и согласованность документов стратегического, территориального, градостроительного и инфраструктурного планирования.

При этом обеспечить согласованность всех решений в пределах агломерации почти невозможно, что является серьезной проблемой, требующей решения. Закономерно возникает вопрос – как обеспечить устойчивое развитие в условиях действующего законодательства?

Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать требования к размещению объектов регионального и местного значения в пределах агломераций с учетом системы расселения и обязательным созданием картографических обосновывающих материалов.

Функциональные потребности и инфраструктурные связи «спотыкаются» об административные границы, управленческие пороги, информационную неразбериху. Главной проблемой было и остается наше неумение договариваться.

В пределах агломерации необходимо утверждение единой программы комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, включающей региональный и муниципальные блоки.

Далее докладчиком были озвучены и наглядно проиллюстрированы предложения по созданию Тюменской, Сургутской городских агломераций, а также по созданию агломерации «Большой Симферополь», подготовленные ИТП «Град» в рамках выполняемых проектов.

А.Н. Береговских отметила, что система управления должна обеспечивать 100%-ю «маршрутизацию» каждого решения территориального планирования в пределах агломерации до реализации за счет бюджетов всех уровней и частных инвестиций. Необходимо отказаться от замкнутого муниципального управления.

Основой для принятия согласованных решений по развитию муниципальных инфраструктур в пределах агломерации может стать «бесшовный генплан», созданный в единой системе требований ФГИС ТП и опубликованный на региональном открытом портале.

Мониторинг всех действий и своевременное изменение решений в целях комплексного и устойчивого развития должны обеспечиваться через электронную целевую модель развития муниципальных образований, входящих в состав агломерации.

При этом информационно-техническое обеспечение всех процессов управления развитием агломераций должно быть возложено на региональные автоматизированные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (АИСОГД) с выделенными муниципальными сегментами.

АИСОГД обеспечит открытость всех принятых решений и автоматизацию всех функций и услуг, направленных на улучшение инвестиционного климата и среды жизнедеятельности.

В заключение своего выступления А.Н. Береговских озвучила следующие предложения по совершенствованию законодательства в целях обеспечения комплексного и устойчивого развития агломераций:

– в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ определять виды и границы городских агломераций;

– региональными нормативами устанавливать требования к размещению ОРЗ и ОМЗ в пределах агломераций с учетом системы расселения и обязательным созданием картографических обосновывающих материалов;

– региональным законом устанавливать обязанность МО, вошедших в агломерацию, совместно разрабатывать документы территориального планирования в форме «бесшовного генплана»;

– региональным законом установить обязанность принятия единой целевой модели развития агломерации и утверждения единой программы комплексного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, включающей региональный и муниципальные блоки;

– информационно-техническое обеспечение и мониторинг реализации мероприятий ПКР выполнять посредством создания региональной АИСОГД, включающей муниципальные сегменты и обеспечивающей взаимодействие со всеми федеральными и региональными информационными системами.

Продолжила работу конференции пленарная дискуссия «Реализация проектов государственно-частного партнерства в Сибирском федеральном округе», в рамках которой прошла презентация перспективных проектов государственно-частного партнерства в СФО и рассмотрены перспективы развития данной сферы.

В настоящее время решение о регулировании агломерационного развития и его направлениях принимаются регионами самостоятельно, отсутствует единообразие подходов и методов формирования и реализации агломерационных проектов в регионах России.

В связи с этим возникает ряд вопросов:

– какова экономическая эффективность агломерационных проектов;

– каков инструментарий реализации таких проектов;

– как организовать эффективный обмен опытом реализации (тиражирование) агломерационных проектов;

– каковы основные направления агломерационного развития и его перспективы;

– каковы предпосылки и последствия административного регулирования развития агломерации.

На эти и многие другие вопросы попытались ответить участники панельной дискуссии «Особенности агломерационных процессов в регионах России: предпосылки, проблемы, результаты. Межмуниципальное взаимодействие», модерировать которую была приглашена советник РААСН, профессор МААМ А.Н. Береговских.

Присутствующим была презентована общественная стратегия Челябинской агломерации, представлены основные положения концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области, концепция развития агломерации «Горный Урал».

Главный архитектор Новосибирской области И.И. Лукьяненко рассказал о передаче полномочий в области подготовки градостроительной документации и распоряжения земельными участками в границах Новосибирской агломерации; главный градостроитель ОАО «СибНИИ Градостроительства» С.А. Заусаев – о градостроительных аспектах формирования строительно-производственной зоны Новосибирской агломерации.

Доктор экономических наук, заведующий Центром стратегического анализа и планирования Института экономики и организации промышленного производства СО РАН В.Е. Селиверстов представил вниманию участников доклад на тему «Сибирский наукополис как территория опережающего инновационного развития и интеграции науки, образования и бизнеса», а ректор ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий» А.П. Карпик – доклад «Единое геопространство как основа агломерационных процессов».

Во второй день мероприятия была организована работа круглого стола «Формирование каркаса агломерации на основании развития транспортно-пересадочных узлов», модератором которого выступил главный градостроитель ОАО «СибНИИ Градостроительства» С.А. Заусаев.

Участники рассмотрели методические и прикладные аспекты формирования системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) как элементов единого транспортно-коммуникационного пространства агломерации, обсудили роль транспортной модели при разработке комплексной транспортной схемы (КТС) агломерации, подходы к размещению ТПУ при организации смешанных пассажирских перевозок, формирование транспортно-логистических комплексов, перспективы использования водного транспорта при разработке КТС агломерации, а также требования к пассажирскому транспорту в процессе развития транспортного каркаса агломерации.

Параллельно велась защита проектных концепт-решений, подготовленных участниками творческой мастерской «Аэросити как транспортный хаб».

В качестве раздаточного материала участники конференции получили итоговый выпуск журнала «Управление развитием территории» № 4/2016, с pdf-версией которого можно ознакомиться по ссылке: https://itpgrad.ru/sites/default/files/%E2%84%96_4_2016.pdf.

На стойке регистрации каждый желающий также мог взять предыдущий выпуск журнала, pdf-версия которого расположена по ссылке: https://itpgrad.ru/sites/default/files/3_2016.pdf.

8234567 01234567


В среду 17 мая состоялось официальное закрытие конференции. Подводя итоги, заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр строительства С.В. Боярский отметил повышение уровня мероприятия и интереса к его тематике в течение последних лет, выразил уверенность, что совместная работа организаторов и участников позволит уже в ближайшем будущем ставить и решать еще более амбициозные задачи в данной сфере.

В заключение ключевым экспертам и гостям мероприятия была предоставлена возможность высказать свое мнение по поводу работы конференции, дать предложения для включения в итоговую резолюцию.

Работу пленарной дискуссии по рассмотрению опыта развития агломераций в различных регионах России (в том числе Новосибирской, Санкт-Петербургской и Челябинской) резюмировала ее модератор А.Н. Береговских.

По итогам дискуссии была отмечена положительная организующая роль Правительства Новосибирской области в развитии агломерации посредством комплексной разработки документов территориального планирования и правил землепользования и застройки по муниципальным образованиям, входящим в состав агломерации, согласованность и высокое качество решений, а также повышение профессионализма муниципальных чиновников.

Признана важная роль флагманских проектов развития, реализуемых в области, в том числе Сибирский Наукополис. Участники дискуссии поддержали организацию НИРов по проектам развития территорий, что особенно важно сейчас, когда на федеральном уровне научно-исследовательская деятельность почти полностью утрачена. По их мнению, именно в регионах можно добиться наибольшей эффективности НИРов за счет их прикладного характера и большей смелости в решениях.

Также была отмечена необходимость повсеместного внедрения АИСОГД, а еще лучше ИАС управления развитием регионов и агломераций именно на региональном уровне, обеспечивая их функционирование региональной законодательной базой, не дожидаясь федерального разрешения.

А.Н. Береговских отметила, что участники пленарной дискуссии считают необходимым уделить пристальное внимание развитию методического обеспечения вопросов агломерационного развития с учетом обеспечения согласованности территориального и инвестиционного развития, с учетом совершенствования и упрощения кадастровых отношений в части внесения сведений в кадастр о границах территориальных зон и населенных пунктов, с учетом комплексного инфраструктурного и промышленного планирования.

Особо было оценено инициативное создание агломерации малых городов в Челябинской области (Миасс и др.), отмечена роль укрепления связей власти и разработчиков с вузами, которые формируют основной национальный капитал и богатство – интеллект.

Более подробно итоги работы IV Всероссийской конференции «Развитие городских агломераций России» с учетом предложений всех ее участников будут изложены в резолюции и размещены на сайте Правительства Новосибирской области.

Материалы для скачивания:

– программа IV Всероссийской конференции «Развитие городских агломераций России»;

– презентация А.Н. Береговских «Эффективность реализации градостроительных решений за счет качества и согласованности стратегического, пространственного и градостроительного планирования в пределах городских агломераций»;

– презентация Проектной концепции «Аэросити как транспортный хаб», подготовленная ИТП «Град.


Информация подготовлена с использованием материалов официального сайта Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru/


Материалы для скачивания:


2017.05.16_А.Н. Береговских_Новосибирск.pdf (3.12 МБ)

2017.05.15_программа.pdf (2.75 МБ)

ИТП Град_Аэросити как траснпортный хаб.pdf (1.35 МБ)



ИТП «Град» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации


См. также:
Каталог Организаций:
   - ИТП «Град»

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Омская область
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Градоустройство
Новости
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.itpgrad.ru/ 11:49:13 18.05 2017   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров
    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Вступление в ГИС-Ассоциацию, информационное обслуживание
  Наши конференции
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты
    Анонсы партнеров

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.033582925796509 sec, Question: 108