Создание фонда данных дистанционного зондирования Земли могут одобрить осенью
Депутаты Госдумы рассчитывают в ходе осенней сессии принять поправки в закон "О космической деятельности", касающиеся создания фонда данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
"У нас на рассмотрении Госдумы уже длительное время находятся поправки в закон "О космической деятельности" в рамках регулирования дистанционного зондирования Земли. Напомню, что соответствующее поручение правительства было дано еще в 2010 году, однако соответствующий законопроект до сих пор не принят. В ходе осенней парламентской сессии нам необходимо принять этот законопроект", - сказал 20 июля ТАСС на авиасалоне МАКС-2017 депутат Госдумы Денис Кравченко.
По его словам, законопроект посвящен формированию общенационального фонда данных дистанционного зондирования Земли. "Мы рассчитываем, что российские предприятия после принятия закона смогут на равных конкурировать на международном рынке с глобальными игроками в области использования результатов космической деятельности", - сказал депутат.
По его словам, затруднение в принятии законопроекта вызвано разными позициями федеральных ведомств, в частности Роскосмоса и Минэкономразвития. "Участники дискуссии предлагают создавать и управлять собственными фондами геопространственных данных, оставить координацию каждого фонда в области ДЗЗ за собой. На мой взгляд, владение и распределение этой информации должно быть предоставлено Роскосмосу, который должен взять на себя роль координатора и распределителя этих данных. Считаю, что корпорация, которая создает спутники, управляет ими, осуществляет прием и обработку данных, должна быть основным участником консолидации и распространения полученных космических данных", - заявил Кравченко, отметив, что создание единого фонда данных также позволит существенно сэкономить средства федерального бюджета, выделяемые на данные нужды.
"Насколько я знаю, позиция Минэкономразвития заключается в том, что оно предлагает определить статус данных дистанционного зондирования Земли не законом "О космической деятельности", а законодательством о геодезии и картографии. Но такой подход просто не согласуется со статусом госкорпорации "Роскосмос". Получается, что Роскосмос будет руководствоваться законодательством о геодезии и картографии, а не законом "О космической деятельности", - отметил депутат.
Вопрос принятия законопроекта обсуждался в рамках экспертного совета по ракетно-космической отрасли при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Депутату Кравченко поднабраться бы немного исторической памяти в разумном распределении ролей ведомств в нашем государстве, например в ту эпоху, когда эффективная мощь СССР была неоспоримой. Когда существовал ГУГК при СМ СССР, вертикаль власти была дееспособной. Госкомитет надминистерского уровня создавал обязательным регламенты остальным ведомствам и отраслям. Это также логично, как и с эталоном метра. Хранитель эталона один, а все кто метр используют, обязаны правилам, которые устанавливает хранитель эталона. Никому же не прийдет в голову введение ведомственных эталонов для сельского хозяйства, транспорта, добычи полезных ископаемых, культуры, спорта и т.п. ГУГК был единым центром общих регламентов измерений, и хранилищем результатов документирования геопространственных данных. Этот объединяющий центр документирования фактов и учета активов, при раздербанивании страны, нужно было низвести до самого пренебрегаемого уровня. И вести агрессивный дележ того, что неприколочено, без какой-либо учетной политики и стратегии государства. При этом сами ведомства устремились к своим системам документирования реальности, на уровне частных стандартов. А государству РФ вся эта возня с учетом, кому чего принадлежит, и чего еще осталось, была темой далеко не главной. Пока дорожала нефть и не было санкций. Сегодня вроде бы настала пора задуматься и пройти с инвентаризацией по сусекам и амбарам. А схема единства метра уже так перепутана в подчиненности и обязанностях, что Роскосмос уже и не мнит свой статус ниже какого-то там Росреестра непонятной ступени в общем раскладе. И законно возмущается неожиданной логикой перераспределения ролей. Интересно доживем ли мы до того времени, когда власть будет у стратегов, помнящих историю успешного её распределения, а не молодых и пафосных служителей растаскиванию остатков добра по карманам?
Стыдно читать утверждение депутата Госдумы о том, что «формирование общенационального фонда данных дистанционного зондирования Земли» позволят российским предприятиям на равных конкурировать в области использования результатов космической деятельности с глобальными игроками на международном рынке». Как показала многолетняя практика российской космической деятельности, распространение первичных космических данных убогого качества и информационной продукции, прошедшей так называемую стандартную обработку, не позволило потребителям получить сведения об отраслевых тематических достижениях . Это заставляет нашего монопольного «регулятора космической деятельности» использовать единственный доступный ему отчетный показатель – объемы полученной информации.
В настоящее время первоочередными задачами являются не создание фондов не пригодной для использования информации, а повышение ее качества до мирового уровня и совершенствование качества услуг. Вероятно, для этого необходимо изменить статус Роскосмоса и утвердить новые принципы национальной космической деятельности в области ДЗЗ.
Уважаемый Анатолий Дмитриевич, для того, чтобы продукция Роскосмоса стала полезной кому-либо, кроме самого Роскосмоса, необходимым условием является прямой контакт разработчиков систем ДЗЗ с потребителем. А достаточным условием, является государственный регламент, компетентного контроля реализаций Роскосмосом того, что он на самом деле выпускает. На сегодня для проформы проводятся совещания представителей Роскосмоса и
экспертных групп того же Минсельхоза, например. Меморандум утверждает полезным выпуск группировки "Обзор О", в конфигурации и составе возможностей аналогичном Rapid Eye, наиболее удовлетворяющем спрос агротехнологий растениеводства. Роскосмос
чуть позже сокращает число спутников до двух, и число приемных каналов в них до PAN+NIR при неопределенном качестве геопривязки, не говоря уже о коммерческой составляющей динамики отработки заказов. Зато бесплатно - предлагает наша космическая отрасль потребителю. Это равноценно, тому, что вместо заказанных брюк, Вам бы сшили трусы-стринги и в качестве апофеоза сервиса объявили бы их бесплатными. Вот так сегодня выглядит обратная связь производителя ДЗЗ с потребителем. И вариантов влиять на такой расклад нет ни на каком уровне, кроме разве, что прямой линии с государем, которая хоть и эффективна, но весьма избирательна. Безусловно при отсутствии правовых нормативов, на соответствие стандартов изображений, и их интерпретированных форм в качестве факта, все перечисленные выше игрища останутся не более чем видимостью дела.