РГ: Верховный суд РФ проанализировал спор о лишении права на землю из-за кадастровой ошибки
На сайте "Российской газеты" опубликована статья Н. Козловой "Участок за границей". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Ошибка инженера заключалась в том, что границы участков соседей наложились друг на друга. Те, кто сталкивался с такими вещами, знает - это одна из весьма распространенных ошибок. Судебная статистика споров о земле утверждает, что наложение границ земельных участков - проблема больная и распространенная. Может ли она стать причиной прекращение права собственности?
В ситуации, которой занимался Верховный суд, хозяйка земельного участка едва его не потеряла из-за некомпетентности кадастрового инженера, допустившего ошибку в межевом плане. Итак - две собственницы дачных участков в Хакасии жили рядом. Когда одна из них ставила свой участок на кадастровый учет обнаружилось, что границы ее земли заходят на участок соседки, которая, узнав про это, пошла в суд.
В районном суде были озвучены следующие детали. Первая гражданка получила свой участок в собственность для ведения "фермерского хозяйства" из земель запаса. Вторая стала собственницей участка после того, как ей его подарили. Таких подарков - договоров дарения, было два.
В суде "фермерша" уверяла, что ее соседка незаконно соединила земельные участки у себя в один, поэтому просила суд признать право собственности на землю липой, а данные на участок в Государственном кадастре, то есть границы участка - кадастровой ошибкой.
Итог - райсуд Хакасии удовлетворил требования "фермерши". Верховный суд республики с таким решением согласился. По мнению местных судов, при постановке участков на кадастровый учет произошла часто встречающаяся кадастровая ошибка, и участки одной дамы наложились на участки другой. И межевой план ответчицы был сделан с нарушениями. Вывод суда - у соседки "фермерши" нет права собственности на ее землю. По мнению местных судов, кадастровая ошибка в сведениях о границах участков - основание для прекращения права собственности на них.Проигравшей пришлось дойти до Верховного суда, где с выводом не согласились.
По мнению Верховного суда, по закону наличие кадастровой ошибки не может считаться основанием для прекращения права собственности на землю. Если кадастровая ошибка есть, то ее надо исправить, но право собственности гражданина на землю - сохранить. А еще Верховный суд обратил внимание вот на какой важный момент: райсуд, рассмотревший спор, не назвал способ исправления кадастровой ошибки. Почему-то апелляция этого не заметила и коллег не поправила. По мнению Верховного суда, районный суд, увидев, что межевой план сделан с нарушениями, обязан был поставить вопрос об ответственности кадастрового инженера. Ведь именно этот человек формировал и ставил земельные наделы соседки-ответчицы на кадастровый учет. Но райсуд этого делать не стал. Мимо внимания райсуда прошло и другое обстоятельство. Женщина, чьи права на землю признали незаконными, получила землю в собственность по актам дарения. В суде договора дарения не признаны недействительными. И Верховный суд вполне справедливо заявил - пока договоры дарения не признаны недействительными, земля, по ним полученная, принадлежит тому, кому они подарены. Право на записанные в законных договорах участки не может быть отсутствующим.
Спор соседок будет пересмотрен с учетом заявлений Верховного суда.
Без особой религиозной истерии, но с уважением к традициям и праву, давайте вспомним две простые истины.
1.По определению в прямом переводе с греческого, "грех" означает: промах, или ошибку.
Людей безгрешных не существует. Равно как и дел безошибочных.
2. Главным постулатом права является осуждение поступка (деяния), а не человека, выступающего его носителем. Потому и остается раскаяние во грехе, или исправление ошибок, важнейшим инструментом роста социальной культуры. Казнить согрешившего, доставляет мнимую пользу очищения от нежелательного. Куда ценнее опыт наставления и убеждения приносящий плодов более, чем вырубание плодоносного. У меня складывается такое впечатление, что дорвавшись до власти наши исполнители её забывают всё лучшее и веками выработанное людьми в качестве культурного кода. Главное - вершить казни виновных. Вовремя. А не служить тому, чтобы ошибок меньше было. Рад искренне за позицию Верховного суда. Там видимо еще остались юристы, различающие подсудность субъекта и деяния. В Росреестре таких уже нет.