Системного проекта по высокоточной навигации в России пока нет
Своим мнением по вопросу создания и развития высокоточных сетей спутниковой навигации с журналом «Вестник ГЛОНАСС» делится руководитель аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Алексей Муравьёв.
ВГ: На Ваш взгляд, кто и как должен заниматься развитием высокоточной навигации в нашей стране?
АМ: В области спутниковой навигации в нашей стране – несколько серьёзных игроков, являющихся разработчиками, производителями и операторами. Я даже не буду их называть, иначе мы уйдём в сторону рассмотрения роли и места отдельных предприятий и организаций. Давайте сначала определим, какая структура нам нужна в масштабе страны, в целом.
Объединяющим началом является федеральная целевая программа. В целом вектор развития задан, конечно, правильно. Будет новый ГЛОНАСС с новыми сигналами и новыми возможностями. Будут система функциональных дополнений и высокоорбитальный космический комплекс. Работы ведутся, средства выделяются. Есть заказчики и исполнители, генеральный и главные конструктора. Есть те, кто строят перспективную систему высокоточной навигации. Пора ставить вопрос о системном проекте.
Ранее уже неоднократно проводились системные исследования такой структуры, как единая система координатно-временного и навигационного обеспечения. Предлагаемые при этом конструкции-монстры оказались нежизнеспособны. Мы пользуемся некоторыми выводами этих исследований, но не более того. Руководством для действия они не стали.
Есть ряд исследований, посвящённых определению функций тех или иных операторов в данной области. Рассматривались операторы разных уровней: федерального, регионального, отраслевого, специализированного. Получались красивые схемы организационных структур, сулящих ту или иную выгоду, в основном финансовую, и уже на втором плане – техническую. Поэтому продвижение таких структур либо стопорилось, либо вырождалось в избитые элементарные системы мониторинга транспорта. Это был даже не этап развития техники, а этап развития моды. И этот процесс ещё далеко не закончен. До сих пор продолжается рождение новых систем мониторинга, в который раз дублирующих своих предшественников, только в иной красочной упаковке обновлённых функций.
Пожалуй, наибольший интерес среди прикладных навигационных систем представляет ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом, хотя «ЭРА-ГЛОНАСС» – это важная идея, но она лишь верхушка айсберга применения навигационных технологий.
В сущности, применение передовых навигационных технологий в навигационно-информационных системах ещё и не началось. Правда, есть предпосылки и первый опыт. Есть системы мониторинга конструкций. Это высокоточные стационарные системы. Однако они используют иностранную аппаратуру.
Есть уже системы третьего поколения (по классификации, введённой ГОСТ Р 55537-2013), использующие высокоточные терминалы-роверы, взаимодействующие с базовыми станциями, как внешними, так и входящими в состав систем, а также имеющими в своём составе аппаратуру мониторинга условий навигации. Такие навигационно-информационные системы могут рассматриваться в качестве основы для перспективных локальных и региональных структур высокоточной навигации.
Национальная космическая система ДЗЗ также создается без системного проекта. Вероятно это связано с тем, результаты системных исследований могут ограничить возможность тиражирование технических средств из старого задела.
Короче, как всегда- Есть Икея, но где идея?
Попытка сгенерить требования сверху. Кончится нереализуемым прожектом. Попытка проектировать снизу приведёт ко всяким несуразностям при объединении локальных участков.
Игроки - на самом деле удачливые освоители денег. Воз на том же месте. А щуку уже, говорят, поймали.
Функции должны быть те, которые позволяют на конкретной территории конкретным людям получать пользу. Техническую, денежную или в виде сохранения здоровья. Но именно такое серьёзное системное исследование проводить никто не хочет. Во-первых никто не умеет, нет опыта создания своего нажёжного полезного и оригинального (Шуховы перевелись). Во-вторых экономика конкретной территории предмет тёмный. Экономист весь ушёл в макро и на биржу. А нудно считать ( моделировать) мелкие затраты - не царское дело. Вместо этого несут полуфабрикаты из других стран. Но это богатые страны. Но и там тоже прибыли небольшие. До недавнего времени принципом проектирования был обезьяний эффект. У нас, как у них-ура! А у нас другие люди и другая страна. И большие информационные системы будут жить, если они будут нужны населению.
Их создание тяжёлая и трудная работа. Но мы будем писать передовицы и протирать штаны в президиумах.