На сайте "Московского Комсомольца" опубликовано интервью Е. Меркачевой с заместителем министра экономического развития России, главой Росреестра Викторией Абрамченко "Глава Росреестра Виктория Абрамченко ответила на острые вопросы". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Виктория Валериевна, исполнился год с момента, как вы заняли пост заместителя министра экономического развития и возглавили Росреестр. Это произошло накануне перехода России на новую систему регистрации недвижимости. Мы получали письма читателей о том, что переход происходит, скажем так, не очень гладко. С какими сложностями вы столкнулись в тот момент? Удалось ли их преодолеть?
— Главная проблема — нам нужно было очень быстро, за два месяца, обучить всех регистраторов работать по новым правилам. Вторая сложность — электронные сервисы для оказания услуг через сайт Росреестра по новым требованиям были не готовы. Но тем не менее с 1 января этого года, то есть с того момента, как вступил в силу новый закон, все граждане получили возможность зарегистрировать недвижимость уже по новым правилам.
Электронные сервисы, которыми можно было воспользоваться, вводились постепенно и заработали в полном объеме с марта. Сейчас уже не только все наладилось, а мы идем с опережением. Средний срок оказания услуги по регистрации прав в России составил 6 рабочих дней при нормативном (предусмотренном в новом законе) в 7. В 2016 году, напомню, нормативный срок регистрации прав равнялся 10 рабочим дням.
— Одна из проблем, которая поднималась в письмах наших читателей, — это отказы и приостановления при оказании государственных услуг. Есть ли изменения в этом вопросе?
— Да, и это работа всего коллектива. Я ввела персональную ответственность руководителей территориальных органов за качество оказания госуслуг. Более того, введена персональная ответственность руководителей отделов регистрации в территориальных органах за действия регистраторов. Таким образом, сейчас проводится двойная проверка документов перед принятием решения. Помог и новый закон. Теперь на законодательном уровне установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановлений и отказов при оказании госуслуг. Государственный регистратор прав обязан указывать причину только из этого перечня.
Как результат — меньше стало отказов. По России при регистрации прав (более 17 млн регистрационных действий за 9 месяцев 2017 г.) доля приостановлений сократилась на 23%, отказов — на 27%. При кадастровом учете (около 30 млн учетных действий за 9 месяцев 2017 г.) доля приостановлений сократилась на 6%, отказов — на 14%. В Москве, например, доля отказов при учете сократилась в 2,3 раза.
— На протяжении последних лет Росреестр сотрясали коррупционные скандалы. Как вы подошли к решению этой проблемы?
— Что такое коррупция в Росреестре? Это прежде всего когда людям оказываются услуги за деньги, через посредников. Вот с этим мы стали бороться в первую очередь на тех территориях, где такие факты были зафиксированы. Это Ленинградская и Московская области прежде всего. Вот в этих регионах была проведена существенная анитикоррупционная работа. В итоге там сейчас можно получить услуги Росреестра быстро и качественно.
Мы сейчас активно развиваем бесконтактные технологии, когда клиенты общаются с Росреестром с помощью электронных сервисов. Тут все прозрачно, отсутствует сама почва для коррупционных проявлений.
Статистика подтверждает правильность выбранного нами пути: количество возбужденных уголовных дел снизилось с 24 в 2016 году до 12 в нынешнем.
— Но если прямо сейчас в Интернете ввести запрос «регистрация в Росреестре», поисковая система выдаст сотни сайтов-посредников, предлагающих за вознаграждение ускорить получение госуслуг!
— Мы знаем об этой проблеме и решаем ее. Объемы этого рынка, по нашим данным, превышают 2 миллиарда рублей в год. Появились даже сайты-двойники, очень схожие с официальным сайтом Росреестра. Мы придумали даже новый термин: «перепродажа сведений». То есть те данные, которые человек может спокойно получить в Росреестре из системы Единой регистрации недвижимости, перепродаются посредниками с многократной наценкой. Мы подготовили ряд поправок в закон, чтобы подобных ситуаций больше не было. Будут внесены также изменения в КоАП — за такие посреднические услуги фирмы привлекут к административной ответственности, назначат большие штрафы.
— Правильно я понимаю, что сейчас они деньги делают, по сути, из воздуха?
— Да, и из нестыковок в нормативной базе. Наше население, к сожалению, не всегда обладает необходимой юридической грамотностью: в случаях, когда можно быстро и удобно получить сведения от государства, оно обращается в фирмы и платит за это огромные суммы. Поэтому мы работаем над повышением правовой культуры наших граждан. Мы просим наши территориальные органы больше общаться с людьми.
...
— Вы анализируете, в каких городах и весях регистраторы успешнее всего справляются с задачами? Распространяете передовой опыт на другие территории?
— Спасибо за вопрос, он очень важный. Законодательство много раз менялось, и система стала сложной даже для самих работников. А обычным людям в ней невозможно разобраться. Поэтому мы поставили две задачи. Первая: обобщить лучшие практики в субъектах. К примеру, в Татарстане или Великом Новгороде это работа с МФЦ, в Башкирии — с кадастровыми инженерами. Причем передовой по одному из показателей регион может находиться внизу рейтинга по другим. В этом году подготовлены для внедрения повсеместно 20 лучших практик.
Второе направление — описание частных жизненных ситуаций. Это четкий рецепт, что нужно делать в той или иной ситуации. Необходимо оформить наследство? Описывается, какие документы, куда и как принести. Как продать квартиру, где прописаны малолетние дети. И снова пошаговая инструкция с описанием всех нюансов, возможных сложностей и их решений.
Сервис «Жизненные ситуации» в ближайшее время будет доступен всем россиянам на сайте ведомства.
— На сайте Росреестра появился сервис «Личный кабинет». Зачем?
— Это современный способ уйти от живого общения и возможность быстро получить наши услуги. С момента запуска сервиса в начале 2017 года в «Личном кабинете» зарегистрировались уже 350 тысяч уникальных пользователей. Сейчас любой из них может посмотреть сведения о своей недвижимости. Если что-то с ней будет происходить, человек мгновенно получит оповещение. В «Личном кабинете» можно «повесить флажок» на невозможность совершения сделок с недвижимостью без личного участия правообладателя. То есть не выходя из дома можно максимально себя обезопасить. Эта опция позволяет поставить барьер для мошенников, которые действуют по поддельным доверенностям.
... — Какие еще передовые технологии Росреестр внедряет для удобства граждан?
— Росреестр вообще один из пионеров в части реализации электронных госуслуг. Мы обмениваемся с различными федеральными органами 800 миллионами сведений в год! Понятно, что для этого системы и технологии должны быть передовыми.
Со Сбербанком мы сделали проект, который позволяет вдвое сократить сроки оформления прав на квартиры, приобретенные с использованием кредитных средств. Менеджеры банка сами общаются с Росреестром в электронном виде. Это позволило снизить процент по ипотеке. Гражданину нужно прийти всего лишь один раз в офис банка, не посещая Росреестр или МФЦ. Плюс ипотека по вторичному жилью тоже проще — банк таким образом еще и проверяет чистоту сделки. Благодаря проекту граждане подают документы на регистрацию прав в офисах банка или офисах застройщиков при оформлении недвижимости без посещения Росреестра. В Московской области в рамках проекта со Сбербанком была создана «фабрика» электронной регистрации, что позволило снизить срок с фактических 12 рабочих дней в феврале до 1 дня в октябре.
Еще одним достижением Росреестра является участие в пилотном проекте по применению технологии блокчейн при регистрации договоров участия в долевом строительстве. Наше ведомство совместно с ВЭБ и АИЖК работают над созданием блокчейн-решения, которое позволит значительно сократить сроки взаимодействия с компенсационным фондом долевого строительства. Проект реализуется с целью усиления дополнительной защиты прав и законных интересов участников долевого строительства.
— Как Росреестр решает дилемму с проверками соблюдения земельного законодательства? С одной стороны, проверки — это давление на бизнес, с другой — уменьшение их количества может спровоцировать разного рода жуликов на самозахваты, незаконное строительство, нецелевое использование земли и т.д.
— Вообще земельный фонд Российской Федерации очень большой — 17 миллионов квадратных километров. Проверять все эти земли сложно. Но в первую очередь земельные инспекторы (сейчас их более 3 тысяч) мониторят участки, где по статистике частота земельных правонарушений наиболее высокая. Это, во-первых, земли вокруг крупных городов. Во-вторых, земли, где стихийно возникают свалки. В третьих, сельскохозяйственные земли.
... — Распространенная проблема для собственников недвижимости — завышенная кадастровая стоимость. Как Росреестр помогает гражданам и бизнесу решить ее?
— Росреестр не занимается кадастровой оценкой. Эту работу выполняют оценщики по заказу региональных органов власти. Сейчас создаются бюджетные учреждения, которые будут за это отвечать. Росреестр участвует в работе комиссий по досудебному оспариванию стоимости. В 2017 году количество положительных решений, то есть тех, которые принимаются в пользу заявителя, составляет больше 50%.
Ведомство предлагает несколько способов узнать кадастровую стоимость. Во-первых, в электронном виде на сайте Росреестра: в «Личном кабинете» правообладателя, в выписке из ЕГРН или в режиме реального времени — с помощью сервиса «Информация об объекте недвижимости в режиме online». Сведения из Единого реестра недвижимости о кадастровой стоимости недвижимости также можно получить при личном обращении в офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра или МФЦ.
— Недавно вступившая в действие «лесная амнистия» уже начала действовать на практике? Чиновники на местах понимают, как исполнять закон?
— Закон вступил в силу с 11 августа. Мне, правда, не нравится название «лесная амнистия». Оно не совсем точно отражает суть закона. Он никого не амнистирует, а защищает права добросовестных граждан, чьи земельные участки пересекаются с участками лесного фонда. Минэкономразвития России и Рослесхоз выпустили несколько разъяснений по применению закона.
Коррупция в Росреестре начинается с того, что не существует нормативов времени по внесению сведений об изменениях в государственный кадастр. Нет также и нормативов обязующих публичную карту отображать границы собственников и арендаторов в реальном времени. Нет ответственных за соблюдение этих простых норм, и нет тех кто мог бы это контролировать и спрашивать за несоответствие разных форм учета. Пока у государства нет политики нацеленной на реальный учет земельных ресурсов с должным контролем этого учета органом независимым от местных властей и их сговора с кадастровой палатой, коррупция цвела и будет расцветать махровым цветом.