В 2018 году в России может появиться единый орган по управлению земельными ресурсами
Как сообщает Парламентская газета, по данным Минприроды, опустынивание земель в той или иной мере наблюдается в 27 регионах страны на общей площади более чем в 100 миллионов гектаров. Деградации подвержена треть почв сельхозугодий России, а площадь заросших территорий предприятий составляет около 20 процентов от их общего количества. Сейчас земельными ресурсами управляют 11 министерств и ведомств — при таком многообразии «центров» порядка в российском селе не навести. Исправить ситуацию поможет создание единого госоргана по управлению земельными ресурсами, заявил в пресс-центре «Парламентской газеты» первый зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников.
В начале 90-х земельными вопросами занималось Министерство по земельным ресурсам, затем был создан специальный государственный комитет. Сейчас качеством сельхозугодий так или иначе занимаются 11 министерств и ведомств — к примеру, Минэкономразвития отвечает за кадастровую стоимость земли, Минсельхоз — за оперативный учёт, Министерство экологии и природопользования — за надзор.
«При этом кто отвечает за земельные ресурсы — непонятно, спросить не с кого, — отметил Плотников. — Нужно создать единый госорган, который возьмёт на себя все эти вопросы. К тому же в этом случае будут чётко распределены обязанности между федеральным Центром, регионами и муниципалитетами в вопросах земельного управления. Чем быстрее появится такой орган, тем лучше. Думаю, что это судьбоносное решение может быть принято уже в следующем году».
Предполагается, что госорган будет аккумулировать всю информацию о земельных ресурсах в стране. Однако для того, чтобы она была наиболее полной, необходимо заняться анализом качества земель. С этой целью депутаты намерены законодательно проработать механизмы работы научно-методических центров мониторинга земель, инвентаризации и постановки всех участков на кадастровый учёт. «Проведя обследование участков, государство получит картину, как идёт — или не идёт — процесс восстановления плодородия земель. Чтобы принимать меры против деградации, нам необходимо понимать тенденции», — пояснил Владимир Плотников.
На федеральный уровень парламентарии намерены вывести и вопрос об использовании минеральных удобрений — без этого повысить плодородие земель будет невозможно. Сейчас Россия производит 20 миллионов тонн минеральных удобрений в год, а использует лишь два миллиона. «Необходимо принять решение об увеличении их применения в сельхозугодьях. Также будет проработана программа мелиорации, которая включит в себя разные направления — от водной до лесной», — отметил депутат.
Работу над этими инициативами парламентарии уже начали — по мнению Плотникова, законопроекты, направленные на повышение плодородности российских земель, будут внесены в Госдуму в течение этого года.
Другая проблема — недооценённость земли, считает глава одного из крестьянских хозяйств в Калуге Александр Саяпин. «Сейчас бизнесмену проще купить землю, чем выращивать на ней урожай в ожидании прибыли», — рассказал он. Поэтому в Госдуме хотят разработать реестр земельных собственников с указанием «конечных бенефициаров» — так у государства появится информация, кому принадлежит земля и как она используется. «Законодатель определит приоритеты — кто в первую очередь должен покупать сельскохозяйственную землю: тот, у кого есть деньги, или тот, кто готов на ней работать», — считает Владимир Плотников.
Проработки заслуживает и вопрос приобретения фермером невостребованных земель, сообщил председатель одной из агрофирм Юрий Подтуркин. «Главное — это законодательное регулирование. Сейчас же зачастую законодатель не закрепил чёткие механизмы реализации земельных норм. Но нужно учитывать, что почвы в стране деградируют, а улучшение плодородия — это долгосрочное капиталовложение», — заметил эксперт.
О том, что проблемы российских земель требуют комплексного решения, говорил и член Общественной палаты РФ Александр Шипулин. Так, плодородие угодий нельзя обеспечить без развития животноводства, ведь способность почвы удовлетворять потребность растений в питании, влаге и воздухе в первую очередь обеспечивает органика. «Если на начало 90-х годов у нас было 66,4 миллиона голов скота, то сейчас это количество сократилось в три раза», — указал он.
Как считают эксперты, упрощать нужно и доступ крестьян к земле: фермеры — это люди, которые живут там, где работают. «Сейчас на землях сельхозугодий нельзя строить жилые дома, лишь производственные помещения, — пояснил председатель Совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Вячеслав Телегин. — Мы выступаем за все формы собственности, но основу должны составлять семейные хозяйства».
Впрочем, в этом направлении государство уже ведёт работу — для поддержки семейных хозяйств и начинающих фермеров предусмотрены гранты, размер которых может возрасти. «Эту тему мы обсуждаем с Министерством сельского хозяйства», — сообщил депутат Владимир Плотников.