ITMO.NEWS: урбанисты составили карту качества уборки улиц Петроградского района
На сайте "ITMO.NEWS" опубликовано интервью Е.Меньшиковой со Стивом Каддинсом, координатором исследования, экспертом Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО "Урбанисты составили карту качества уборки улиц Петроградского района". В нём рассказывается о проекте магистрантов Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО по анализу качества зимней уборки открытых общественных пространств Петроградского района. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
В конце февраля магистранты Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО провели анализ качества зимней уборки открытых общественных пространств Петроградского района. Около сорока участников исследования в течение одной из самых холодных недель минувшей зимы обошли большинство доступных территорий Петроградской стороны и Островов и сделали около 2000 фотографий, составив карту качества уборки улиц района. Эта работа — только часть большого исследования Петроградского района, цель которого — собрать максимально полную базу данных из множества официальных и неофициальных источников.
— Что стало отправной точкой для проекта?
— Этот довольно простой медиаповод — на самом деле начало нашего большого исследования Петроградского района, которое мы будем выполнять в течение ближайших месяцев. Работа проводится в рамках образовательных программ «Управление развитием города» и «Городская информатика» Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Исследование делают магистранты первого курса, которые в прошлом семестре получили теоретические знания, а теперь применяют их на практике.
Часть этого большого исследования посвящена анализу ситуации зимой, так как город, разумеется, имеет свои особенности в разные сезоны. Поэтому, пока у нас сложилась отличная зимняя погода, самое время проводить такую работу. Старт был дан на прошлой неделе. В рамках «зимней» части исследования около сорока студентов провели аналитику качества зимней уборки открытых общественных пространств Петроградского района. Для этого участники исследования обошли большинство доступных территорий Петроградской стороны и Островов и сделали около 2000 фотографий, отражающих состояние улиц, площадей, скверов и парков.
Оценка качества зимней уборки проводилась по субъективной шкале от 0 до 10 баллов, где 0 соответствовал полной катастрофе с уборкой, а 10 – идеалу. Внимание уделялось состоянию тротуаров, пешеходных дорожек и проезжей части, опасной наледи на карнизах домов и мешающим проходу или проезду сугробам. Кроме того, мы исследовали зимние активности — как официальные, вроде катков, хоккейных коробок, так и неофициальные в виде стихийных детских горок.
В целом же комплексное исследование, которое будет проводиться в течение полугода, подразумевает сбор огромного количества данных по всему Петроградскому району, в том числе из информационных систем. Одной из наших задач будет вытягивание неструктурированных, немашиночитаемых данных, приведение их в универсальный вид. Другой — сбор данных, которые отсутствуют в открытых или закрытых информационных системах. По сути, это та информация, которую нужно собирать вживую. То есть в этом случае потребуется буквально ходить по улицам и искать, сверять и уточнять информацию.
Итоговое исследование мы будем представлять на Петербургском экономическом форуме и Форуме пространственного развития. Кроме того, на международной научной конференции по ландшафтной архитектуре ICON LA (International Conference. Landscape architecture: Towards sustainable urban environments), которая состоится в июне 2018 года, мы планируем представить систему моделирования пешеходных маршрутов по Петроградской стороне, которая будет основываться на собранных в рамках исследования данных.
— Почему вы решили начать именно с Петроградской стороны? Ведь это далеко не самый простой район Петербурга. И планируете ли в ближайшей перспективе расширять количество исследуемых территорий?
— Безусловно, это только начало. По сути, на примере комплексного исследования Петроградского района мы апробируем технологии, которые будет относительно легко масштабировать на весь город. Наша главная цель — даже не столько исследовать конкретный район и предложить улучшения (хотя это также, конечно, очень важно), сколько апробировать конкретные технологии, которые помогут нам в дальнейшем. В перспективе мы, во-первых, планируем исследовать все районы Санкт-Петербурга, во-вторых, на основе этих технологий, навыков и полученных знаний исследовать и другие города, в том числе за границей.
Петроградский район — это действительно очень сложная территория, потому что здесь находится огромное количество объектов, на каждом шагу серьезные градостроительные ограничения и охранные статусы. С другой стороны, это район «сам в себе», своего рода, минигород. Географически он отрезан от других частей города реками и мостами, у него ограничено количество точек доступа — это мосты и несколько станций метро.
Но в то же время эти сложности порождают дополнительный интерес к исследованию. Ведь вы должны учесть огромное количество факторов, что как раз и позволяет создать универсальную методику. В перспективе, когда мы будем по аналогии брать и исследовать уже другие районы (например, Василеостровский, Центральный и дальше, уходя в спальные районы, пригороды), мы сможем проверить, насколько наша методика хорошо работает в других частях города и что мы не учли. И далее, если говорить в более широком контексте, эти знания и результаты лягут в основу создания системы моделирования городского развития, которую, как планируется, Университет ИТМО будет реализовывать в рамках программы «Умный Санкт-Петербург».
— На данном этапе вы уже получили интересные результаты. По итогам натурных исследований была составлена интерактивная карта по качеству уборки. Как планируется в дальнейшем использовать эти данные?
— Натурные обследования, когда у нас сорок студентов обошли буквально каждую улицу Петроградской стороны, каждый сквер и парк и посмотрели, как там обстоят дела с качеством уборки, а также зафиксировали и нанесли эти данные на карту, представив их в агрегированном виде — это, повторюсь, только часть исследования, связанного с качеством уборки.
В ближайшее время мы планируем провести серию хакатонов, в рамках которых мы планируем использовать данные с портала Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, с помощью которого можно отслеживать движение уборочной техники. Мы рассчитываем, что с помощью автоматизированных методов мы сможем получить данные о том, как и по каким маршрутам движется техника. А потом дополнить эти выводы нашим анализом качества уборки в Петроградском районе.
Возможно, нам удастся найти некоторые корреляции, которые будут прямо указывать на недостатки в организации системы работы уборочной техники. И в перспективе эти результаты могут лечь в основу улучшения системы. Наша цель вовсе не в том, чтобы в интернете посмеялись, что где-то плохо убирают, а в том, чтобы администрация могла четко понимать, где есть недоработки.
Ведь у чиновников нет интерактивной карты, к которой можно подойти и посмотреть в режиме реального времени, где по факту убирают хорошо. У них есть отчеты разных ведомств о том, что все убрали и деньги освоены. Наши же оценки, хоть и субъективны, в то же время, отражают восприятие жителей, которые ходят по городу. И в перспективе это уже задача администрации — опираясь на эти дополнительные данные, усилить контроль по проблемным направлениям. Мы рассчитываем на то, что наша работа поможет сделать ситуацию в городе лучше.
— Пока, судя по карте, лучше всего дела с уборкой обстоят на Елагином острове, тогда как в основной части района ситуация не очень радужная. С чем это связано?
— Если посмотреть на карту, можно выделить отдельные кластеры, где совсем все хорошо и в целом плохо. Елагин остров обслуживается одной организацией, он фактически является объектом культуры и, конечно же, в парке навести порядок с уборкой намного проще, чем на улицах. Там есть широкие дорожки, и уборочной технике достаточно иногда просто сдвинуть снег, чтобы по ней можно было пройти пешком. Поэтому в целом там выявляются только локальные проблемы, связанные в некоторых случаях с работой какого-то конкретного уборщика.
В застроенной части Петроградского района все сложнее: это неоднородная территория, и в каком-то месте может быть все прекрасно, потому что там отдельное коммерческое заведение собственными силами расчищает тротуар, а в другом — серьезные недоработки. И далеко не всегда эти недоработки связаны с плохой организацией работы уборочной техники.
На Петроградской стороне во многих местах узкие тротуары, более того, ситуацию с уборкой очень сильно усугубила массовая установка заборов и ограждений. Причем эти ограждения на самом деле не обеспечивают безопасность. Как показывает практика, если в них влетит автомобиль, они просто разлетятся, и к тому же, они отсекают возможность механизированной уборки тротуаров. Из-за этого в таких проблемных местах не могут проехать даже тротуарные тракторы. Поэтому проблемы часто наблюдаются именно в таких локациях, и это уже вопрос к администрации города, которая должна просчитать реальную пользу и вред таких заграждений.
На дальнейших этапах проведения исследования мы также планируем уделить этой проблеме внимание. Мы и дальше будем фиксировать все участки, где установлены такие заграждения, чтобы потом посмотреть корреляцию, действительно ли наши пока поверхностные наблюдения о плохо убранных тротуарах соответствуют физическому расположению тех или иных препятствий. Если все окажется именно так, это будет прямым доказательством того, что проблема существует.
— А насколько активно сейчас органы государственной власти опираются на результаты подобных исследований?
— Институт дизайна и урбанистики уже давно и активно работает с органами государственной власти, с администрациями районов. Еще на прошлом Форуме пространственного развития мы показывали предварительную модель, как можно представлять городские данные на примере как раз Петроградского района. С рядом городских комитетов у нас идет активная работа. Есть взаимодействие, есть понимание, что за информационными технологиями будущее. Данные, которые мы получили в ходе недавнего «зимнего» исследования, мы также подготовим в виде отчета, удобного для работы чиновников и передадим в администрацию Петроградского района.
— Как вы уже отметили, результаты комплексного исследования Петроградского района вы планируете представить в июне, в том числе на Петербургском экономическом форуме. Расскажите, пожалуйста, как будет строиться работа по проекту в течение ближайших месяцев.
— Я ожидаю, что мы будем использовать в исследовании десятки наборов данных. И сейчас наши студенты уже приступили к поиску их источников. В течение ближайшего месяца мы определимся с перечнем этих источников и начнем смотреть, как оттуда вытягивать информацию. Ведь в каких-то случаях у нас есть готовые машиночитаемые данные в виде тех же csv-файлов, которые можно подгрузить и делать все, что угодно. Но зачастую приходится работать с огромным количеством информации, которая в лучшем случае представлена в виде текстов на сайтах, в худшем — в виде сканов документов, которые мы запрашиваем у администрации. И это тоже хорошая научная задача — не разбираться в этих горах бумаги, а придумать алгоритмы, которые автоматически смогут вытянуть информацию даже из таких источников. Эта работа займет у нас ближайшие месяц-полтора.
А дальше весной, ближе к апрелю, когда, надеюсь, мы уже увидим некоторые намеки на теплую погоду, мы вновь выйдем на натурное обследование, чтобы проанализировать, каких данных у нас не хватает после сбора из всех возможных информационных систем и источников. И будем добирать эту недостающую информацию путем натурных обследований, а также верифицировать те данные, которые уже есть.
Например, чтобы собрать информацию по всем домам Петроградского района, в частности, получить точные даты их постройки, можно использовать довольно большое количество источников. Например, официальные — это данные жилищного комитета, кроме того, данные OpenStreetMap, которые заполняют пользователи Сети, данные с краеведческих сайтов, где можно найти информацию по отдельным домам. Мы используем все эти пути, собираем и сопоставляем данные, но там, где мы находим разночтения, информацию приходится проверять вручную, в том числе путем натурных обследований.
В итоге мы хотим построить самую достоверную базу данных по всем объектам — зданиям, объектам монументального искусства, культурным объектам, заведениям района и многим другим. Помимо зданий, мы также будем обследовать все общественные пространства, изучать параметры улиц, переулков, проспектов, набережных, их тротуары, зеленые насаждения, скверы, парки.
Зачем это нужно? Все эти данные в дальнейшем позволят нам построить информационные модели, в том числе прогнозные модели развития района. Этим тоже будут заниматься студенты Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Они будут решать задачу, которая позволит понять, как, обладая таким обильным перечнем данных и результатами их анализа, строить гипотезы и концептуальные предложения, понять, где и что мы можем улучшать.
— Какого рода улучшения это могут быть?
— Это может касаться как локальных улучшений, например, какой участок улицы или перекресток нужно переделать, чтобы там было безопаснее и комфортнее, так и стратегических моментов — как должны меняться территории, которые относятся к так называемым «серым» зонам. Например, сейчас у нас есть Петровский остров, где располагается большое количество промышленных объектов, складских помещений. Очевидно, что в перспективе эта территория будет иной, потому что пока возможности этого пространства не реализованы.
Города по всему миру уже показывают суперуспешные примеры. Например, в Барселоне те части города, которые сегодня представляют собой прекрасные золотые пляжи, еще тридцать лет назад были промышленными территориями. По сути, это был грязный порт — туда заезжали танкеры, разгружали нефть. Береговая линия была недоступна, и жителям приходилось ездить отдыхать куда-то далеко за город. Ситуация похожа на нашу, ведь у нас тоже приходится выезжать на отдых, например, в Солнечное или Зеленогорск. В Барселоне это был долгий процесс, однако власти приняли волевое решение, чтобы вынести из черты города эти промышленные объекты. И то, как выглядит эта часть Барселоны сейчас, доказывает, что идея сработала.
Многие, конечно, могут сказать, что в Барселоне тепло, а у нас постоянно зима и такие зоны нам не нужны. Но тогда можно посмотреть и на опыт наших «северных соседей». Например, в Осло, где погода не особо лучше, тоже относительно недавно было принято такое же волевое решение, которое в том числе было подтверждено научными исследованиями. Раньше там проходила центральная автомагистраль, которая полностью отсекала возможность прогулок вдоль залива. Но в итоге власти решили перенести ее, организовав на этом месте набережную для прогулок.
В Петербурге тоже можно выйти в солнечную морозную погоду в акваторию Невы и увидеть, сколько там гуляет людей. Это доказывает, что спрос на такие пространства даже в северных странах есть. И наша задача как специалистов в области урбанистики придумать и предложить варианты, как сделать это наиболее эффективно. А также рассчитать последовательность действий и план таких работ.
— К слову об информационных технологиях, математических моделях, насколько методы и подходы, которые применяются сейчас в урбанистике у нас, отличаются от тех, которые приняты в зарубежных странах?
— В плане обеспечения городской инфраструктуры и комфортной жизни во многих местах мы пока позади, особенно в транспортной сфере, но в плане информационных технологий и их применении для развития города мы действительно находимся на передовой. Уже в этом году мы рассчитываем сделать несколько серьезных публикаций в международных изданиях по ряду профильных тем. Это те темы, которые, как показывает практика, за рубежом исследованы недостаточно. Там сложился большой опыт принятия решений экспертным путем, но опыт, основанный на построении и использовании математических моделей, пока не так велик.
Буквально минувшей осенью я проходил дистанционный курс ETH Zurich, который был посвящен сфере responsive cities. Что это такое? Если концепция smart city означает, что у нас есть много технологий, мы знаем, что нужно людям, мы даем им это, а они их потребляют, то responsive cities, или «города отзывчивые» — это следующий шаг, который подразумевает объединение информационных технологий в городах и сочетание их с запросами людей. Иными словами, людям уже недостаточно, чтобы мы решали за них, сначала их нужно спросить, что им в действительности нужно.
Так вот когда я поступал на этот курс, я думал: «Вот сейчас я его пройду и у меня откроются глаза. Я наконец узнаю, как на самом деле нужно делать». Но в процессе я понял, что во многом мы и так делаем все правильно. Опыт показывает, что в информационных технологиях мы не отстали. И сейчас наша задача развивать наработки и опыт, применять его у себя и в перспективе в том числе в зарубежных странах.
См. также: Каталог Программного обеспечения: - OpenStreetMap Каталог Организаций: - ИТМО