ИА "Строительство": в России есть территория и планирование, а вот территориального планирования нет
На сайте ИА "Строительство" опубликована статья В. Гурвича "В России есть территория и планирование, а вот территориального планирования нет". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Россия – огромная страна, а потому пространственное освоение территории является одним из приоритетов ее развития. Однако в этой сфере далеко до благополучия, за многие годы так и не была создана эффективная система территориального планирования. И уродливые контуры многих наших городов, микрорайонов - результат этой недоработки. Не изменим ситуацию к лучшему в самое ближайшее время, так и будем развиваться вкривь и вкось.
- Перед нами стоит задача по созданию современной градостроительной среды при сохранении исторического архитектурного наследия, - считает бывший главный строитель Москвы, а сегодня член Комитета ГД по транспорту и строительству Владимир Ресин. – Тема тем более актуальна, что мы должны резко увеличить жилищное строительство с сегодняшних 80 млн кв. м до 120 млн. кв. м в год. При этом нужно обеспечить высокое качество застройки, которое сочетается с доступными ценами. Не изменив уровень территориального планирования, в первую очередь, в регионах, эта цель окажется труднодостижимой.
В основе успешного территориального планирования, лежит налаженный документооборот. Без него эту систему невозможно запустить, она будет постоянно сбоить. Эту не самую сложную мысль понимают и в правительстве. Некоторое время назад был составлен план по разработке такой документации в регионах. Недавно были подведены промежуточные результаты этой работы.
Как рассказывает Наталья Антипина, статс-секретарь, заместитель министра строительства и ЖКХ, в 2017 году утверждены 12 целевых моделей по увеличению инвестиционной привлекательности территорий. Они включают два основных блока задач: разработка необходимой документации и снижение сроков разрешения на строительство. На все про все дается пять лет. Однако уже сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги. В 65% регионов утверждены местные нормативы проектирования, документация по комплексным планам развитию инфраструктуры составлена в 47 субъектах Федерации, ПЗЗ составляют в 73 регионах, но только в 23 это делают в соответствии с законодательством.
Но, как говорит Наталья Антипина, главная проблема не в количественных, а в качественных показателях. В одном из регионов ей откровенно заявили: а зачем нам составлять все эти документы по территориальному планированию, жили без них, проживем и дальше.
Да, формально мы можем достигнуть поставленной цели, но нам нужно не количество, а качество процесса, указывает чиновник. А именно здесь и возникают сложности. У нас утрачены соответствующие институты, вернее, формально они существуют, но не работают должным образом. Нужно установить четкие требования к тем лицам, которые занимаются территориальным планированием.
Настоящая беда – дефицит кадров. Об том говорится давно, а вот улучшение ситуации пока в целом не намечается. У нас не предусмотрены наказания за нарушения генпланов, замечает депутат ГД Галина Хованская. И это сильно осложняет дело. Сейчас готовится законопроект о реновации жилого фонда в России. Желание приступить к ней выражают во многих городах. Но их беспокоит то, чтобы расселив, таким образом, аварийный фонд, он бы не создавался заново. Без налаженного процесса территориального планирования, этот вопрос трудно решить.
Чтобы страна осваивалась сбалансировано, все уровни территориального планирования должны быть связны между собой, считает профессор МААМ Елена Чугуевская. Но у нас проблемы начинаются на уровне генплана. ГК не определяет даже цели и задачи его подготовки, из него исключены многие важные характеристики, нет требований к используемым материалам. Результат – возникающие системные ошибки.
А это ведет к большим проблемам. В России по разным оценкам от 26 до 36 больших агломераций. Для их правильного развития нужны цифровые модели. Без них будет крайне сложно справиться с такими сложными системами.
Наша практика территориального планирования, особенно на муниципальном уровне, уникальна. Вот только хорошо это или плохо? И Европа, и США идут другим путем.
Наш путь получил наглядное отражение в ГК. Он же развивался так: возникала проблема, для нее искалось решение. И оно заносилось в этот основополагающий документ, говорит Александр Колонтай, заместитель директора «Института Генплана Москвы». Первая такая глобальная инновация была связана с появлением ПЗЗ; появилась потребность ответить на вызов рынка, вот мы это и сделали.
Сам документ был взят из американской практики. Но там существует развитая система собственности, большой средний класс. У нас же нет настоящей частной собственности, как нет и подлинного среднего класса. Большая часть населения проживают в МКД, но в мировом понимании этого статуса владельцы квартир их собственниками не являются. Это нечто другое. Вот и с инвесторами у нас большой напряг, так как неясно, кто и чем владеет, что кому принадлежит. Поэтому ПЗЗ у нас плохо стыкуются с другими нормативными документами.
Анализ показывает, что используемая форма ПЗЗ не эффективна, она изолирована от других нормативных документов. Нам надо повышать статус генпланов, именно они должны определять перспективы развития городов, задавать основные правила и параметры освоения территорий. Но статус генерального плана сегодня не отвечает этим целям.
В Европе так не делают, там основной правовой документ – это проект планировки территории. Не случайно в Скандинавии генплан носит название предварительного зонирования. И есть еще окончательное зонирование. Мы же до сих пор думаем, что генплан в соответствии со своим названием – это и есть главный документ. Но это результат не точного перевода, слово general следует переводить не как главный, а как обобщающий.
Нам нужно поднять статус этого документа до уровня, который действует в Европе, считает Александр Колонтай. Там он существует обычно в двух частях: это стратегическая – на долгий срок, и тактическая – на 10-15 лет. И непременно есть приложение к нему в виде различного рода регламентов.
Но даже если мы перенесем к себе эту структуру, прогресса не будет без ее цифронизации. Каждый гражданин должен получить возможность наблюдать за тем, как строится, развивается регион, в котором проживает. В Европе в каждом муниципалитете действует открытая система, позволяющая познакомиться с любым документом.
Такой контроль позволяет получать хорошее качество среды. Если же мы честно оценим нашу систему, то должны будем признать, что в ней существуют важные недоработки. Об этом наглядно свидетельствует такой факт: с момента принятия ГК, в него внесено 99 поправок. В других же странах – их не больше 2-3, а где-то и того меньше. Это говорит о том, что в российском градкодексе присутствует множество неувязок, констатирует ученый.
Делать это действительно надо, тем более у нас есть примеры, которые можно взять за образец. В 2015 году в Московской области задумались над вопросом: как по-новому организовать систему территориального планирования. Здесь существует 70 муниципальных образований и каждое использовало свои документы и процедуры.
По словам директора Института комплексного развития территории Анны Курбатовой, было принято принципиальное решение – сосредоточить функции заказчика в одних руках – главного архитектурного управления области. Была так же поставлена задача все документы перевести в цифровой формат.
До этого момента не было четких критериев о том, какой план считать хорошим или плохим. Теперь они появились. Это наличие определенного количества рабочих мест; запрет на массовый перевод земель из сельскохозяйственной категории в другие, на что поступало огромное число заявок; определение границ участков собственников (только наложений с лесным фондом превышало 200 тыс.); учет прав и намерений владельцев земли; учет схем развития региона.
Была создана система заявительного обращения собственников с обоснованием своих намерений. Эти заявления проверяются, и если они законны, не противоречат целям развития, одобряются. Это помогает привлекать реальных инвесторов.
На вооружение был взят принцип: ни в один документ нельзя внести изменение, если по цепочке не вносятся поправки и в другие нормативы. Это позволяет в рамках территориального планирования сохранять согласованность всех планов и действий, подчеркивает Анна Курбатова.
За прошедшие три года проделана большая работа, каждый объект получил свою атрибутику: когда он был создан, в каком находится состоянии, что с ним будет в дальнейшем согласно генплану. Все это позволило сделать Подмосковье образцом территориального планирования.
Сегодня в стране отсутствие территориальное планирование, как цельная система, подводит итог Анна Береговских, генеральный директор Института территориального планирования «Град». Нужно законом установить задачу по стратегическому и экономическому пространственному развитию территорий, определить целевые показатели и индексы, опираясь на существующую базу.
Сегодня же мы часто не знаем, в каких реалиях находимся. У нас не работают нормативы, нет определения периода достижения поставленных результатов. Вот нередко реализуемые проекты и растягиваются на неопределенные сроки.
Между тем ошибки в территориальном планировании оборачиваются большими просчетами в развитии регионов и всей страны, в малоэффективном расходовании средств. Это очень дорогая цена за то, что за столь долгий период мы так и не овладели искусством и умением создавать реалистические планы своего настоящего и будущего.