Концептуальные основы и предлагаемые механизмы деятельности саморегулируемых организаций в в сфере землеустройства, инвентаризации, геодезии, картографии и геоинформатики (формирования объектов недвижимости и подготовки данных для их включения в единый го
1. Цели
Саморегулируемые организации (далее СРО) в сфере (геодезии, картографии и кадастра?) (производства пространственных данных?) формирования объектов недвижимости и подготовки данных для их включения в единый государственный кадастр недвижимости создаются с целями:
1. Развития конкурентного рынка и гражданско-правовых отношений среди членов СРО
2. Усиления ответственности членов СРО перед заказчиками производимых работ и услуг через обеспечение всех видов гарантий качества выполняемых работ членами СРО
3. Снижения бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем в сфере деятельности СРО
4. Защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения
2. Принципы функционирования
СРО создаются на основе следующих основополагающих принципов:
1. Коллективной ответственности СРО перед заказчиком работ
2. Обязательности членства в СРО всех организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере формирования объектов недвижимости и подготовки данных для их включения в единый государственный кадастр недвижимости
3. Четких, законодательно определенных квалификационных требований к членам СРО
4. Обязательного страхования профессиональной ответственности членов СРО
5. Наличия стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики и эффективных механизмов их контроля в СРО
6. Наличия механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства
7. Демократического централизма в управлении СРО
3. Предмет саморегулирования
Объектами деятельности СРО являются:
1. Предпринимательская и профессиональная деятельность своих членов, через правила и стандарты СРО, предусматривающие предъявление к своим членам следующих требований:
- обеспечивающих их ответственность за результаты своей деятельности перед заказчиком и иными лицами,
- информационную открытость действий своих членов, затрагивающих интересы любых третьих лиц
- соблюдения правил деловой этики и обычаев делового оборота,
- устранение и снижение конфликтов интересов членов СРО, их сотрудников и должностных лиц
2. Законотворческая и нормотворческая деятельность. Обязательное участие СРО в разработке федеральных законов и соответствующих с ними нормативных и правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующие деятельность по формированию объектов недвижимости и подготовки данных для их включения в единый государственный кадастр недвижимости
4. Субъекты СРО
Предлагается определить статус обязательного и добровольного членства.
Обязательное членство предусматривает участие организации или индивидуального предпринимателя в работе СРО с правом решающего голоса при обязательном соответствии организации или индивидуального предпринимателя профессиональной сфере формирования объектов недвижимости и подготовки данных для их включения в единый государственный кадастр недвижимости.
Для отнесения той или иной организации или индивидуального предпринимателя к профессиональной сфере формирования объектов недвижимости и подготовки данных для их включения в единый государственный кадастр недвижимости
на начальном этапе предлагается исходить из следующих критериев:
1. Наличие лицензии на геодезическую и картографическую деятельность
2. Наличие опыта работы по формированию земельных участков и объектов государственного технического учета зданий и сооружений не менее одного года
3. Наличие в штате организации не менее одного специалиста имеющего высшее или средне-профессиональное образование по специальностям геодезия, картография, землеустройство, градостроительства, инженерно-строительных изысканий, строительства и архитектуры.
На промежуточном этапе добавляются:
1. Обязательное страхование профессиональной ответственности
2. Обязательное членство в СРО
На заключительном этапе предлагается переход к персональному общественному назначению инженеров по формированию объектов недвижимости и подготовки данных для их включения в единый государственный кадастр недвижимости со стороны государства и СРО и ведение соответствующего государственного реестра инженеров этого профиля
Добровольное членство предусматривает участие организации или индивидуального предпринимателя в работе СРО с совещательным голосом.
Добровольным членом может быть любая организация или физическое лицо заинтересованное в работе СРО в том числе и из разряда организаций и физических лиц прямо не занимающихся формированием объектов недвижимости и подготовкой данных для их включения в единый государственный кадастр недвижимости, но планирующих это или имеющих интерес с точки зрения развития своего бизнеса, информационного обеспечения, карьерного роста и др.
5. Механизмы деятельности СРО
СРО в сфере формирования объектов недвижимости и подготовки данных для их включения в единый государственный кадастр недвижимости в своей деятельности используют следующие механизмы:
На начальном этапе:
1. Планового и заявительного контроля деятельности своих членов на предмет соблюдения правил и стандартов СРО
2. Третейского суда для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также споров, возникающих с участием заказчиками работ, услуг и иных лиц
3. Дисциплинарного взыскания, вплоть до исключения из состава своих членов организаций и лиц, нарушающих устав СРО
4. Регулярной профессиональной сертификации своих членов
5. Обязательного повышения квалификации своих членов через организацию специальных курсов и стажировок
6. Информационного обеспечения функционирования рынка (периодической публичной отчетности членов СРО, публикации законодательных правовых и нормативных актов по сфере деятельности СРО, реестра членов СРО, конкурсной информации и др.)
7. Обязательной экспертизы законодательных правовых и нормативных актов по сфере деятельности СРО и представления позиции СРО в органах государственной власти, ответственных за принятие этих актов
На промежуточном этапе:
8. Обязательного участия СРО в органах выдачи и лишения государственных лицензий на права деятельности по сферам, затрагивающим область саморегулирования
9. Обязательного участия СРО в проведении конкурсов с целью выполнения государственных и муниципальных заказов и рекомендуемого участия СРО в конкурсах, проводимых частными организациями
На заключительном этапе:
10. Обязательного членства в СРО должностных лиц органов государственной власти и муниципального управления, ответственных за государственный и муниципальный контроль и руководителей коммерческих организаций, работающих в сфере регулирования СРО
6. Общая последовательность действий
1. На нулевом этапе принимается федеральный закон об основах деятельности СРО в сфере (геодезии, картографии и кадастра?) (производства пространственных данных?) формирования объектов недвижимости и подготовки данных для их включения в единый государственный кадастр недвижимости
2. На первом этапе (0,5 года с момента принятия закона) СРО создается на федеральном уровне и предусматривает учредительство и обязательное членство только тех организаций, которые работают по заказам органов федеральной власти и естественных государственных монополий. Формируются корпоративные стандарты, механизмы обеспечения качества работ и разрешения споров.
3. На втором этапе СРО (1 год с момента принятия закона) открывает добровольное членство для всех организаций, разделяющих принципы СРО и соответствующих требованиям к членам СРО. Формируются региональные отделения СРО.
4. На третьем этапе (1,5 года с момента принятия закона) через переходный период (1 год) вводится требование обязательности членства в СРО всех организаций, работающих на рынке.
5. На четвертом этапе СРО (3 года с момента принятия закона) проводит региональные (по субъектам РФ) конкурсы на право работ на территории региона на определенный период (5 лет).
6. На пятом этапе (5 лет с момента принятия закона) через переходный период (3 года) вводится обязательная сертификация специалистов, работающих в сфере регулирования СРО.
6. На шестом этапе (8 лет с момента принятия закона) вводится обязательное индивидуальное членство в СРО руководителей коммерческих организаций и должностных лиц органов государственной власти и муниципального управления, ответственных за государственный и муниципальный контроль в сфере регулирования СРО.
Таким образом через 3 года с момента начала формирования СРО выходит на уровень всероссийской организации с действующими региональными структурами и механизмами контроля, а через 8 лет происходит переход к обязательному общественному персональному назначению специалистов, работающих в сфере регулирования СРО.
01.11.03
Разработчик документа президент ГИС-Ассоциации, Миллер Сергей Адольфович, тел. 135 76 86, 137 37 87. gisa@gubkin.ru
www.gisa.ru