Генпрокуратура РФ обобщила практику прокурорского надзора по соблюдению законодательства в землепользовании и застройке территорий муниципальных образований
Как сообщает genproc.gov.ru, Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации и региональными органами исполнительной власти продолжаются мероприятия, направленные на приведение в соответствие с требованиями законодательства правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
Обеспечено необходимое межведомственное взаимодействие, организованы целевые надзорные мероприятия, по всем выявленным нарушениям осуществлено прокурорское вмешательство. Значительная часть нарушений пресечена с использованием полномочий по обращению прокурора в суд.
Так, в первом полугодии 2018 г. судами общей юрисдикции удовлетворено 86 исков (заявлений) прокуроров об обязании привести правила землепользования в соответствие с генеральными планами, определить в них зоны с особыми условиями использования территорий, внести в государственный кадастр недвижимости сведения о документах территориального планирования (Чеченская Республика, Иркутская, Саратовская, Оренбургская области, Еврейская автономная область и иные субъекты Российской Федерации).
Например, в Республике Ингушетия рассматриваются иски прокуроров об обязании отобразить границы территорий объектов культурного наследия на картах градостроительного зонирования 17 муниципальных образований.
Органами прокуратуры Республики Бурятия в Улан-Удэнский городской Совет депутатов и главам поселений 7 районов внесены представления в связи с несоответствием утвержденной правилами процедуры проведения публичных слушаний и общественных обсуждений требованиям градостроительного законодательства.
По-прежнему прокурорами выявляются нарушения порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, выраженные в отсутствии доступной информации о видах разрешенного использования и предельных размерах земельных участков, параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства (республики Калмыкия, Коми, Северная Осетия - Алания, Алтайский, Ставропольский края, Костромская, Мурманская, Самарская области, г. Москва и другие регионы). К примеру, администрацией Селемджинского района Амурской области ведение указанных информационных систем не осуществлялось, а в Липецком муниципальном районе Липецкой области подобная система обеспечения градостроительной деятельности вообще не создана (осуществлено прокурорское реагирование).
Прокурорами в Республике Алтай, Чеченской Республике, Иркутской, Омской, Самарской областях вскрыты факты бездействия органов местного самоуправления по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об утверждении правил, о границах населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий. Так, Александровской городской прокуратурой Владимирской области в суд направлены исковые заявления к администрациям 7 муниципальных образований об обязании обеспечить внесение в ЕГРН информацию о границах территориальных зон (требования прокурора удовлетворены).
Прокуратурой г. Москвы приняты меры реагирования ввиду более 40 фактов несоблюдения Управлением Росреестра по г. Москве сроков внесения в ЕГРН сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков.
В рамках организованных мероприятий установлены случаи несоблюдения антикоррупционных требований при разработке правил и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительства (республики Адыгея, Алтай, Тыва, Забайкальский, Краснодарский, Пермский края, Амурская, Астраханская, Белгородская, Кемеровская, Челябинская области и другие регионы). Например, прокурором Новоспасского района Ульяновской области опротестованы документы градостроительного зонирования ряда сельских поселений в связи с наличием в них коррупциогенного фактора, а именно возложения на граждан обязанности представлять не предусмотренные действующим законодательством материалы.
В Республике Марий Эл по представлению прокурора отменено незаконное решение собрания депутатов сельского поселения об изменении категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, которое предоставило ряду голосовавших депутатов возможность незаконного оформления права на землю, используемую без правоустанавливающих документов.
Пресечены также факты совершения уголовно наказуемых деяний. К примеру, в Республике Башкортостан по инициативе прокурора возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении главы администрации района, согласовавшего выплату более 2 млн. руб. за фактически неисполненные работы по разработке генеральных планов сельских поселений по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 (превышение должностных полномочий), ч. 2 ст. 292 (служебный подлог) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Всего в первом полугодии 2018 г. в указанной сфере прокурорами выявлено более 7,5 тыс. нарушений законодательства. В целях их устранения внесено свыше 1,5 тыс. представлений, в суды направлено около 250 заявлений, а на незаконные правовые акты принесено 2,6 тыс. протестов. По инициативе прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 1 тыс. лиц.
Надзорные мероприятия за исполнением законодательства при разработке, утверждении документов градостроительного зонирования и внесении в них изменений продолжаются на системной основе.
Ну, что сказать? Наблюдаем полный крах от Минэкономразвития, в т.ч. Росреестра. И это не в компетенции прокуратуры. Не структуированное правительство для огромной расбалансированной страны - "ещё тот фрукт".