Dp.ru: что мешает развитию рынка коммерческих беспилотников
На сайте "dp.ru" опубликована статья А. Капитонова, ассистента кафедры систем управления и информатики Университета ИТМО "Крылья есть — взлететь не можем. Что мешает развитию рынка коммерческих беспилотников". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
В России рынка коммерческих беспилотников не существует, потому что у нас все запрещено. Любой полет коптера происходит почти в том же режиме, что у самолетов малой авиации. С тем единственным отличием, что человек, управляющий беспилотником, не должен иметь постоянного канала связи с диспетчерской — достаточно сотового телефона. Например, для коммерческих съемок местности и геодезии с применением беспилотников необходимо сперва получить лицензию на съемку. Затем, за неделю до полета, запросить разрешение у Государственной корпорации по организации воздушного движения. Только после этого вам дают разрешение на полет в выбранном вами квадрате, если, конечно, там нет секретных объектов или других ограничений.
Такая модель, при которой каждый полет должен согласовываться за неделю, для коммерции не подходит. Для бизнеса это подобно смерти: реагировать на заказы нужно оперативно, в течение дня, а сейчас это невозможно. Так что пока регулярный мониторинг местности с коптеров в России доступен только государству: МЧС и военным.
В этом смысле мы действительно отстаем. В Сингапуре, Африке, а также в некоторых штатах США коммерческая индустрия беспилотников уже сформировалась. Однако даже там рынок пока что очень ограничен — совместно с Международной организацией гражданской авиации ведется разработка рекомендаций и регулирующих документов. По моим оценкам, в течение полугода–года в США уже предложат какое–то осязаемое решение для бизнеса, когда можно будет в уведомительном режиме забронировать себе воздушное пространство или воздушный коридор под коммерческую деятельность на определенное время. Думаю, что туда подтянутся еще и страховые компании — чтобы решить вопрос оценки рисков, связанных с полетами беспилотников.
Но если за рубежом уже проводят внедрение беспилотных систем в реальную экономику, то у нас в России речь идет только о формировании технических требований к таким системам. Скорее всего, мы будем ждать какой–то практики и результатов из США (поскольку они являются первопроходцами в этом направлении), а потом, отталкиваясь уже от их опыта, адаптировать нормы под наши реалии.
Поэтому, на мой взгляд, появления рынка коммерческих коптеров в России можно ждать не раньше чем через 1,5–2 года.