Позиция СИП: координаты пункта государственной геодезической сети являются объектом авторского права
Как сообщает national-expertise.ru, СИП оставил без изменения судебные акты нижестоящих инстанций, подтвердив, что координаты пунктов, входящие в федеральный картографо-геодезический фонд, относятся к федеральной собственности.
7 июня Суд по интеллектуальным правам (СИП) оставил без изменения судебные акты, принятые по делу о взыскании компенсации за незаконное использование материалов и данных федерального фонда пространственных данных, исключительные права на которые принадлежат РФ.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Межевой центр Плюс» о взыскании компенсации в размере 10 тысяч рублей за незаконное использование материалов и данных федерального фонда пространственных данных, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, управлением установлено, что ответчиком проведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или иной муниципальной собственности, по результатам которых был подготовлен межевой план земельного участка.
Из межевого плана следует, что ответчиком при его подготовке использованы координаты пункта государственной геодезической сети в системе координат МСК-74 – «Элеватор», что было подтверждено актом проверки.
Поскольку разрешения обществу на использование спорных координат предоставлено не было, управление обратилось к ответчику с претензией, содержащей требование о выплате компенсации за незаконное использование материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда.
Не получив ответа на данную претензию, управление обратилось в суд.
Арбитражный суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, исходя из наличия у управления права на обращения в суд с настоящими требованиями (о взыскании компенсации за незаконное использование материалов и данных федерального фонда пространственных данных), что следует из нормативных положений, изложенных в статье 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ «О геодезии и картографии» и части 1 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действовавших на момент составления ответчиком межевого плана, в котором незаконно были использованы координаты пункта государственной геодезической сети в системе координат МСК-74 – «Элеватор».
Определяя размер компенсации за допущенное ответчиком нарушение, суд первой инстанции исходил из однократности использования спорных пунктов геодезической сети, и минимального размера компенсации, установленного пунктом 1 статьи 1301 ГК РФ, в связи с чем пришел к выводу о том, что размер компенсации в сумме 10 тысяч рублей является обоснованным и разумным.
Суд апелляционной инстанции выводы арбитража поддержал.
В кассационной жалобе, поданной в СИП, ООО «Межевой центр Плюс» указало, что истцом не доказан факт использования ответчиком координат пункта государственной геодезической сети «Элеватор» поскольку из пояснительной записки от директора общества, на которую имеется ссылка в предписании управления, следует, что в действительности данные координаты не использовались ответчиком в качестве геодезической основы при проведении кадастровых работ. ООО «Межевой центр Плюс» отметило, что данное указание в межевом плане на спорные координаты является недостоверным и в действительности был использован пункт триангуляции «Курочкино».
По мнению ответчика, поскольку истцом не доказан факт незаконного использования спорных материалов и данных федерального фонда пространственных данных, то отсутствуют и основания для привлечения ответчика к ответственности предусмотренной статьями 1259 и 1301 ГК РФ.
Также заявитель кассационной жалобы обратил внимание, что поскольку управление не является обладателем исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, а лишь осуществляет представительство Российской Федерации в этой сфере, то оно не вправе обращаться с требованием о взыскании компенсации за допущенное нарушение.
Кроме того, по мнению заявителя, суды неправомерно признали спорные координаты результатами интеллектуальной деятельности (объектами авторского права), поскольку процесс получения данных координат не носит творческого характера, а следовательно, это исключает возможность привлечения общества к ответственности за нарушение исключительных прав, предусмотренной статьями 1259 и 1301 ГК РФ.
Управление, возражая против доводов ответчика, отметило, что факт незаконного использования спорных материалов и данных федерального фонда пространственных данных подтверждается самим межевым планом, представленным в материалы дела, из которого очевидно следует, что в качестве геодезической основы при подготовке этого межевого плана указаны координаты пункта государственной геодезической сети в системе координат МСК-74 пункта триангуляции «Элеватор».
Управление указало также, что все денежные средства, в том числе суммы компенсации за нарушения исключительных прав на материалы и данные федерального фонда пространственных данных, поступают в федеральный бюджет, а управление является администратором этих доходов.
СИП, отклоняя кассационную жалобу, подтвердил, что использованные при подготовке межевого плана координаты являются объектом авторского права, исключительные права на которые принадлежат государству. При этом истец — территориальный орган Росреестра — вправе обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации.
С подробной информацией о ходе рассмотрения данного дела можно ознакомиться в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел по ссылке.