Результаты применения метода аэрокосмической структурометрии на участке МКАД в районе национального парка «Лосиный остров»
На сайте компании «Магнолия Про Системы» опубликована статья Ю.И.Фивенского(МГУ) "Геолого-геоморфологические оценка и прогноз развития природных процессов на участке МКАД в районе национального парка «Лосиный остров»"
В работе применены разработанные в лаборатории аэрокосмических методов географического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова оригинальные (не имеющие отечественных и зарубежных аналогов) методики компьютерного структурного анализа аэрокосмических изображений и аэроструктурометрического картографирования рельефа кровли осадочных пород земной коры, в том числе зондирования мощности рыхлых отложений и степени издробленности коренного субстрата, локализующей его участки, ассоциируемые с геологическими разломами, трещинами и узловыми структурами.
В данной статье характеризуются результаты апробации указанного метода применительно к решению конкретной инженерно-геоморфологической задачи. Использовался аэросъемочный материал на территорию МКАД в виде цифрового фотоплана с разрешением на местности 2 м/пкс.
По результатм исследования автор делает выводы, что МКАД пересекают несколько трещин субмеридианально-субширотного и диагонального заложений, движения блоков по которым накладывают разнородные напряжения на полотно автострады, приводя к его деформации.
В частности, субмеридиальные трещины имеют тенденцию к расширению, т.е. к раздвигу разделяемых ими блоков в долготном направлении. Следовательно, в этих местах полотно автострады испытывает постоянные продольные напряжения разрывного характера. По диагональным трещинам происходят сдвиговые смещения блоков, создающие поперечные полотну МКАД нагрузки.
В этой связи наиболее динамичными в геолого-геоморфологическом (рельефообразующем) отношении нам представляются два участка МКАД:
1) отрезок длиной 2 км с серединой на поперечнике в створе пионерлагеря;
2) отрезок длиной 0,5 км, расположенный в зоне действия геологического узла на юге территории.
Эти участки требуют повышенного внимания проектировщиков при реконструкции МКАД и инженерных служб автострады в процессе ее эксплуатации.