Парламентская газета: определить кадастровую стоимость помогут «электронные мозги»
На сайте "Парламентской газеты" опубликована статья В. Филоненко "Определить кадастровую стоимость помогут «электронные мозги»". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Президент России в прошлогоднем мартовском послании Федеральному Собранию дал чёткий сигнал донастроить систему налогообложения недвижимости россиян, так как она, мягко говоря, не в полной мере отвечает их интересам. По инициативе председателя Госдумы Вячеслава Володина были разработаны изменения в порядок расчёта имущественного налога, а уже в августе 2018 года поправки вступили в законную силу. Депутаты, представители ФНС и Минэкономразвития, совместно с экспертами подвели в пресс-центре «Парламентской газеты» промежуточные итоги действия закона и спрогнозировали развитие законотворческой деятельности в этом направлении на ближайшее время.
В Государственной Думе вот уже два года действует рабочая группа по имущественным налогам, кадастровой оценке и оценочной деятельности, в задачу которой входит защита интересов как граждан, так и предприятий. Ведь кадастровая стоимость во многом влияет на выбор бизнесменами места для строительства производств.
В связи с этим председатель Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев подчеркнул, что кадастровая стоимость должна быть сбалансированной — «чтобы регионы получали имущественные налоги, но при этом не тормозился рост промышленного производства».
«Сейчас стоимость определяется субъектами, схема решает краткосрочные задачи по наполняемости местных бюджетов, однако не решает долгосрочных задач, связанных с открытием новых предприятий и созданием рабочих мест», — уточнил депутат.
Чтобы упорядочить процесс, рабочая группа разрабатывает инициативу по введению единых правил расчёта кадастровой стоимости земельных участков на всей территории страны.
Опасаясь увеличения налога на имущество бизнесменов в регионах, зампред рабочей группы Ирина Радченко предположила, что это может привести к росту дополнительных расходов предпринимателей, которые будут переложены на плечи покупателей и пользователей услуг.
«Это приведёт к повышению их стоимости, сокращению спроса и разорению», — спрогнозировала эксперт.
Первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов, в свою очередь, отметил важность и своевременность принятых прошлым летом поправок.
«В самом начале, когда мы приступили к разработке этого законопроекта, меня волновала та несправедливость, которая сложилась в регионах, когда на одной площадке мы могли иметь квартиры с инвентаризационной стоимостью и кадастровой, — пояснил депутат. — Такие диспропорции внутри субъектов и между субъектами требовали чётко одного: выровнять ситуацию и перейти на единую методологию с единой базой».
Депутат подчеркнул, что в итоге получился рабочий закон, включающий в себя три принципиальные новации, связанные с расчётом налога на имущество физлиц.
Первая вступила в силу с 1 января 2019 года и предусматривает перерасчёт во всех регионах налогов на имущество физлиц и земельного налога. Новые условия расчёта предполагают в случае, если гражданин своевременно оплачивает все налоги, то при перерасчёте увеличение налога не последует.
Вторая новелла вводит ограничивающий десятипроцентный коэффициент по росту налога по отношению к предыдущему году.
Третье нововведение — новый принцип оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости. Раньше в Налоговом кодексе была норма, согласно которой, если налогоплательщик не соглашался с кадастровой стоимостью, её оспаривали путём установления индивидуальной рыночной оценки, которая применялась с 1 января года, когда гражданин подал заявление об оспаривании кадастровой стоимости.
Согласно принятым поправкам, если суд признает правоту гражданина, то это решение будет означать перерасчёт всех предшествующих налоговых периодов, за которые применялась оспоренная стоимость.
Правила игры при оценке кадастровой стоимости имущества и граждан, и компаний должны быть прозрачны и справедливы, считает член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.
«Граждане России и представители бизнеса должны понимать, по каким правилам будет жить государство. Для нас важно эти правила соблюдать, — сказал депутат. — Сегодня кадастровая оценка в отдельных случаях остаётся под большим вопросом, граждане выражают несогласие с ней и с теми налогами, которые они платят. И вполне справедливо».
Он также добавил, что «граждане имеют право выражать своё недовольство по поводу превышения стоимости их помещений рыночных цен». Это, по словам парламентария, и является предметом регулирования принятого закона и нормативных актов, которые разрабатывает Правительство.
Владимир Афонский также считает, что о проблеме нужно говорить и «добиваться в этом вопросе справедливости». При этом он убеждён, что регионы в этом процессе должны занимать ведущую роль, так как имущественный налог для субъектов является одним из основных источников пополнения бюджета.
В этом смысле субъекты Федерации в прошлом году ничего не потеряли, а даже приобрели. По данным ФНС, в 2018 году доходы от имущественного налога на граждан и организации на территории России увеличились на 17 и 11 процентов соответственно. Общие поступления от них в консолидированный бюджет регионов — более одного триллиона рублей.
Начальник управления налогообложения имущества ФНС Алексей Лащенов напомнил, что налог на имущество формируется с учётом его кадастровой стоимости пока не во всех регионах. Полный переход на «кадастровый» налог должен произойти в 2020 году (до этого момента каждый регион самостоятельно принимает решение о введении нового порядка расчётов).
«В 2015 году таких регионов было 28, в 2016 году к ним добавились ещё 21, в 2017 году стало ещё на 14 больше. Таким образом, налог на имущество физлиц в прошлом году был начислен исходя из его кадастровой стоимости в 63 регионах», — сказал чиновник. Этот расчёт вводится поэтапно с применением коэффициентов: если регион перешёл на «кадастровый» налог первый год, то применяется коэффициент 0,2, второй год — 0,4, третий год — 0,6.
Принятый в прошлом году закон, по словам Лащенова, ограничил ежегодный рост налога на имущество физлиц в регионах для тех, кто применяет кадастровую стоимость в качестве налоговой базы, десятью процентами. Выше этого показателя он подниматься не может.
Ещё одно полезное нововведение касается граждан предпенсионного возраста, то есть тех, кто имел по состоянию на 31 декабря 2018 года право на назначение пенсии в возрасте 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). Для них сохраняются все льготы по местным имущественным налогам.
В Минэкономразвития работа по шлифовке механизма кадастровой оценки ведётся активно и даже, можно сказать, продуктивно: в первом квартале текущего года в Правительство будет внесён законопроект, который, с одной стороны, упрощает для граждан процедуру установления более точной стоимости своего имущества, с другой, вводит ряд полезных новшеств.
В частности, здесь можно упомянуть об определении кадастровой стоимости с применением единых стандартизированных программных инструментов. Работа над созданием программного обеспечения поручена Росреестру. Ведомство должно разработать такую автоматизированную систему, которая позволит легко и безошибочно определять кадастровую стоимость объекта в любом регионе. Программа также позволит субъектам оперативно обмениваться данными и получать консультации из центра.
Как пояснил заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России Андрей Берестянский, законопроект также предлагает меры в отношении исправления накопившихся ошибок в ранее утверждённых результатах кадастровой оценки.
«Законопроектом устанавливается порядок исправления ошибок в кадастровой стоимости, предусматривающий рассмотрение уполномоченными органами власти субъектов РФ обращений правообладателей об исправлении таких ошибок, — уточнил Берестянский. — Исправление ошибок предполагается без необходимости оспаривания результатов оценки в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».
Предполагается, что принятие и реализация законопроекта позволят повысить экономическую обоснованность применения кадастровой стоимости.
В Московской области имущественный налог регулируется на уровне органов местного самоуправления, что предполагает установление более-менее единых ставок. Замглавы регионального министерства имущественных отношений Юрий Лавряков убеждён, что переход субъектов Федерации на «кадастровый» налог потребует детального анализа ставок.
«Всё это регулируется и просто нужно внимательно спрогнозировать рост налога, тем более что сейчас имеется десятипроцентное ограничение, — заверил чиновник. — Совершенно безболезненная ситуация и совершенно точно на новый режим налогообложения нужно переходить. Всё это работает».
После проведения в регионе кадастровой оценки 12,5 миллиона объектов было выявлено всего лишь 10 тысяч ошибок, которые уже устраняются. А из 116 тысяч обращений граждан, оспаривающих кадастровую стоимость, 61 процент исков был удовлетворён.
Чиновник также отметил, что в соответствии с новым законом в регионе уже создана комиссия, которая позволит решать все спорные моменты с кадастровой оценкой в досудебном порядке.