Как сообщает comnews.ru, к концу 2019 года Роскосмос завершит создание единой территориально-распределенной информационной системы дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ) из космоса, открыв в Анадыре последний региональный центр этой системы в арктической зоне.
Заместитель директора департамента навигационных космических систем ГК "Роскосмос" Валерий Заичко на XI Международной конференции "Satellite Russia & CIS: Цифровые услуги на всех орбитах", организованной ГК ComNews рассказал о завершении развертывания наземной инфраструктуры сбора, приема, обработки, хранения и распространения данных.
"Мы в этом году завершаем развертывание ЕТРИС ДЗЗ из космоса, которая является межведомственной информационной системой", - сообщил Валерий Заичко.
ЕТРИС создавалась в рамках Федеральной космической программы 2006–2015 годов и стала общефедеральным проектом по интеграции в единое геоинформационное пространство всех информационных ресурсов ДЗЗ на территории страны. Проект объединил унифицированными техническими стандартами в рамках новой иерархии всю наземную инфраструктуру, обеспечивающую управление целевым применением российских космических аппаратов ДЗЗ, прием информации, ее обработку и передачу потребителям.
Валерий Заичко отметил, что первый региональный центр ЕТРИС ДЗЗ в арктической зоне Роскосмос построил в Мурманске совместно с МЧС. В прошлом году был открыт второй центр в арктической зоне: в Дудинке на базе военно-спасательного центра МЧС России.
"К концу этого года мы завершим развертывание центра в Анадыре", - рассказал Валерий Заичко.
Валерий Заичко обратил внимание на то, что развертывание центра в Арктике позволяет значительно повысить эффективность приема космической информации. "Полосы наблюдения сходятся на полюсах, то есть центры в Арктике принимают круглосуточно все съемки, произведенные за сутки. Мы считаем открытие этого центра значительным достижением компании. Мы создали всеобъемлющую систему для приема и обработки данных", - отметил Валерий Заичко.
Наряду с тремя региональными центрами ЕТРИС ДЗЗ в арктической зоне, еще четыре региональных центра системы, принадлежащие Роскосмосу, располагаются в Калининграде, Самаре, Железногорске и Восточном.
Валерий Заичко рассказал, что ЕТРИС ДЗЗ помимо центров включает несколько платформ. Первая - платформа планирования работы целевой аппаратуры КА ДЗЗ. С ее помощью совершается не только планирование подключений, но и сброс данных с космических аппаратов на региональные центры.
Вторая - цифровая платформа приема и обработки данных ДЗЗ из космоса. Помимо центрального банка геопространственных данных, создан региональный банк геопространственных данных, или региональный фонд данных, которые размещены на всех приемных центрах. Также созданы еще платформа хранения данных ДЗЗ (распределенный фонд приема данных ДЗЗ) и платформа обмена данных.
Валерий Заичко также отметил, что госкорпорация использует помимо наземных волоконных оптических сетей связи космическую систему ретрансляции "Луч". Многофункциональная космическая система ретрансляции (МКСР) "Луч" обеспечивает связь с движущимися объектами вне зон видимости с российской территории.
Валерий Заичко рассказал также, что для управления российской орбитальной группировкой спутников ДЗЗ и наземной инфраструктурой Роскосмос приступил к организации национального центра ДЗЗ из космоса. Он будет иметь территориально-распределенную структуру: головное подразделение Центра ДЗЗ разместится в корпусе 49 АО "НИИ ТП" в Москве, удаленные подразделения "Калязин" - в Центре дальней космической связи АО "ОКБ МЭИ", "Анино" - в филиал "Анино" АО "Российские космические системы", основной ЦОД – также в "Калязине".
Опубликованные сведения о скором завершении работ по созданию российской системы "ЕТРИС ДЗЗ" это очередная демонстрация недостатков российской космической деятельности без разработки рациональной концепции создания и эксплуатации национальной системы ДЗЗ. Кто доказал, что нужно было создавать 7 наземных станций ЕТРИС вместо одной НС в Анадыре и системы космической связи на базе спутников «Ямал» и «Полярная звезда? Зачем повышать эффективность приема космической информации, если производительность спутника «Ресурс-П» почти в 10 раз уступает производительности зарубежных аналогов? Нужно ли считать достижением создание новой архитектуры управления спутниками, если оперативность перенацеливания российских спутников высокого пространственного разрешения на безоблачные районы по прежнему будет занимать несколько суток, в то время как Израиль уже много лет выполняет такую операцию в сеансе связи?
Нужно ли продолжать эксплуатацию систему ретрансляции «Луч» с ее рекордно низкой производительностью?