На сайте "News.ru" опубликовано интервью Е. Оя с руководителем Федеральной кадастровой палаты Парвизом Тухтасуновым "Электронную подпись заменит отпечаток пальца". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Парвиз Константинович, назовите тенденции выбора недвижимости со стороны россиян. Как изменилось потребительское поведение за последние 20–30 лет?
— Давайте начнём с 90-х годов, когда главной целью было просто обзавестись какими-то собственными квадратными метрами. Это могла быть комната или собственная квартира, важен был факт получения своих метров. В 2000-х годах клиенты хотели обзавестись новой недвижимостью в новых домах, появлялась тенденция оценки качества со стороны потребителей. Но опять-таки это голая недвижимость, грубо говоря, стены и кирпичи.
В 2010 году потребитель задумался об инфраструктуре, в которой он живёт. О качестве лифтов, о наличии паркинга, о наличии места для хранения колясок. Плюс мы начали задумываться о том, что находится вокруг. В современном мегаполисе люди пытаются выбрать уже удобную недвижимость и удобную инфраструктуру — мы видим тенденцию изучения среды. Потребителям важны локации — комплексы услуг, места общественного питания, парки, возможно, новые общественные пространства, творческие мастерские. Всё это формирует наш образ жизни — жители мегаполисов ориентируются не только на само качество приобретаемых объектов, но и на дополнительные конкурентные преимущества.
Сейчас весь рынок недвижимости переходит в электронику, мы хотим «пощупать» ещё не построенные объекты. Большинство застройщиков уже сейчас предлагают 3D-туры, визуализацию, и вы всё это видите с мобильного приложения, с телефона и компьютера. Поэтому запрос сейчас как раз на цифровые сервисы, чтобы вам не нужно было выходить из собственной зоны комфорта. И такой запрос идёт от потребителей. Кроме того, идёт запрос на цифровизацию, на проведение сделок в электронном виде, на лёгкий процесс регистрации прав и так далее. Потребитель хочет, чтобы всё происходило само собой. В этом смысле я не устану повторять: палата и Росреестр должны стать незаметными.
— Что Федеральная кадастровая палата может предложить пользователям? Расскажите о планируемых проектах.
— Перед нами стоит большая задача — сформировать IT-центры компетенции. Мы работаем по двум направлениям. С одной стороны, мы должны обеспечить стабильную работу информационных систем, в которых трудятся государственные регистраторы прав, с другой — создать удобные сервисы для разных категорий пользователей. Это и физические лица, и бизнес-заявители, застройщики и работники отрасли.
Сейчас мы запустили реинжиниринг всех сервисов для того, чтобы добиться высокого уровня удобства пользования. Сервисы Росреестра и Федеральной кадастровой палаты создавались, начиная с 2011 года, чтобы просто были. Сейчас мы меняем парадигму. Мы идём от потребностей рынка, от того, что хочет клиент, как ему удобно, какие формы для него приемлемы, какой интерфейс наиболее понятен и прост, какой функционал интересен.
Приведу пример — сервис по выдаче сведений об объектах из ЕГРН. В рамках реинжиниринга мы анализируем текущую ситуацию, текущие технические моменты, и определяем «серые зоны» непосредственно в технологии предоставления услуг. После определяем меры по решению проблем и намечаем план развития сервиса.
Что сейчас необходимо пользователю? Актуальность сведений, то есть качество данных и их мгновенное получение. Потребитель хочет всё здесь и сейчас. Поэтому кадастровая палата сосредоточилась на сокращении времени предоставления актуальных сведений об объектах недвижимости. Благодаря новым технологическим инструментам уже в этом году мы сможем сократить время предоставления услуг в три раза — с трёх дней до одних суток. Более того, после проведения модернизации и внедрения новых технологий в 2020 году актуальную информацию об объектах недвижимости пользователи смогут получать фактически онлайн.
— Мы много говорим о цифровизации экономики, создании удобных электронных сервисов. В то же время процесс движется достаточно медленно. Говорят, речь идёт о методах идентификации личности — сейчас это электронная подпись. Как вы считаете, в чём причина?
— Этот вопрос необходимо рассматривать комплексно. Одна из причин — это удобство пользования самими сервисами и их популяризация. С одной стороны, мы понимаем, что массово должны предоставить простые и понятные услуги в электронном виде, что называется, не выходя из дома. С другой — есть потребители, которые пока не готовы перейти в «цифру» — из-за недостаточного уровня доверия или из-за непрозрачности инструментов. Вторая причина — методы идентификации личности. Чтобы сейчас пользоваться юридически значимыми электронными сервисами, вам необходима электронная цифровая подпись. Учитывая, что сделки на рынке недвижимости совершаются одним лицом не так часто, потребитель не всегда готов платить за разовую цифровую подпись. Ему, наверное, проще сходить и сдать бумаги в МФЦ.
Поэтому мы здесь совместно с Минэкономразвития, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также Росреестром работаем в направлении создания методов аутентификации. Тут могут быть варианты: голос, глаз, лицо, палец. Может быть, юридическую значимость придадут ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации. — Прим. News.ru), тогда, соответственно, регистрация на портале государственных услуг будет простая и юридически значимая. И это тоже популяризирует предоставление электронных услуг.
— Сколько времени понадобится на введение инноваций?
— Я думаю, что такие перспективы надо рассматривать в течение двух-трёх лет.
— Сейчас мы находимся в Крыму. Насколько известно, здесь нет территориальных органов палаты. Каким образом вы участвуете в обеспечении инфраструктуры регистрации прав на полуострове?
— Здесь есть представительство Росреестра. Федеральная кадастровая палата оказывает технологическую и методологическую помощь, следим за работой серверов, оказываем поддержку информационных систем, в которых работают Севреестр и Крымрегистр. Сами учётно-регистрационные действия — это прерогатива коллег.
— Могут ли пользователи регистрировать права на недвижимость удалённо? Например, если кто-то хочет купить недвижимость в Крыму, обязательно ли каждый раз приезжать из другого региона для получения услуг?
— Конечно, это работает в рамках экстерриториальной подачи заявлений. Сейчас уже не надо ездить для подачи документов непосредственно в субъект, это можно сделать удалённо. Хотя буквально несколько лет назад гражданам приходилось вылетать, скажем, на Дальний Восток из Москвы для подачи заявления и потом вновь возвращаться для получения документов. Теперь в этом нет никакой необходимости.
Кстати, хочу отметить, что первая сделка экстерриториальной регистрации произошла с объектом в Севастополе, а подача была в Москве. За 2018 год мы получили более 300 тысяч заявлений, поданных по экстерриториальному принципу.
— В каких регионах страны спрос на недвижимость самый большой? И какая площадь пользуется спросом?
— Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленобласть, Волгоград. Везде по-разному. Наверное, сложно сравнивать мегаполис и остальную территорию. Больший спрос на недвижимость площадью уже от 50 до 100 квадратных метров.