Мастер-план может стать полноценной заменой генплана через 5 лет – эксперт
Как сообщает ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ, мастер-план может стать единым документом социально-экономического развития города, заменив устаревшие генпланы, считает заместитель генерального директора Института градостроительного и системного проектирования (ИГСП, входит в коллаборацию QUITE WHITE) Дмитрий Гриднев.
В конце 2018 года президент РФ Владимир Путин поручил подготовиться к отказу от генеральных планов в крупных городах. Предложения правительства по этому вопросу в публичной плоскости пока еще не появлялись, хотя дискуссия идет уже давно.
Гриднев объясняет, что генплан уже не вполне годится на роль документа, который единовластно определяет градостроительное будущее города.
"Недостатки генпланов в первую очередь обусловлены тем, что они создаются с помощью подходов и на основании нормативных документов, которые были разработаны еще в реалиях Советского Союза. Например, сегодня генплан города принимается на срок не менее 20 лет. Проблема в том, что в условиях не плановой, а рыночной экономики очень сложно спрогнозировать развитие территорий на такой срок. Измениться может все — инвестиционные возможности девелоперов, бюджет города, социальные потребности его жителей, законодательство. Когда мы жестко задаем вектор развития на 20 лет вперед, руки у градоначальников фактически оказываются связанными. Они не могут выйти за установленные нами рамки и адекватно среагировать на новые вызовы. Приведу пример. Предположим, нам поручили спроектировать генплан города. Мы оцениваем текущее положение и планы городских властей, и, исходя из этих данных, предлагаем свои варианты развития города. Но уже через год правительство РФ решает проложить через город автомагистраль федерального значения или расширить железнодорожную ветку. Форс-мажор делает муниципальный генплан бессмысленным и неактуальным", — рассказывает эксперт.
Он отмечает, что выходом из сложившейся ситуации могло бы стать распределение полномочий между документами, определяющими развитие города. Здесь может помочь опыт заграничных стран, где за существующее использование и будущее развитие города отвечают два документа.
"Документ прямого действия" представляет собой что-то среднее между проектами планировки, правилам землепользования и застройки (ПЗЗ), а также архитектурными регламентами. А развитие на среднесрочную перспективу регламентируется мастер-планом. Это комплексная рамочная концепция, которую отличает большая гибкость – в нее можно регулярно вносить изменения в упрощенном порядке.
По словам Гриднева, мастер-планы все чаще применяются и в России, хотя в настоящее время они не прописаны в градостроительном законодательстве и не являются правовым документом.
"Очевидно, что мастер-план необходимо так или иначе внести в нормативное законодательство. Но мне не кажется удачной идеей создание еще одного правового градостроительного документа. Их и так уже много. Другое дело, если мастер-план сможет заменить генеральный план и документы социально-экономического развития, обобщить их и стать единым стратегическим документом. Такой комплексный план мог бы сочетать в себе лучшие черты прежних документов, в то числе меньшую зарегулированность и более сжатую перспективу мастер-плана", — отмечает Гриднев.
Он добавляет, что это не значит, что нужно прямо завтра отменить генпланы, просто потому что они кому-то не нравятся, и начать везде заново чертить мастер-планы.
"Процесс перехода должен быть плавным. Старые генпланы нужно подвергнуть анализу и ревизии. Их положения должны быть максимально учтены в мастер-плане, но при этом не слишком его ограничивали бы. Я думаю, подобная эволюция могла бы пройти безболезненно в течение 4-5 лет", — заключает Гриднев.