Парламентская газета: для беспилотных автомобилей разработают особые правила
На сайте "Парламентской газеты" опубликована статья Ф.Агумава "Для беспилотных автомобилей разработают особые правила". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Действующее законодательство пока никак не учитывает появления на дорогах «безшофёрного» транспорта. Чтобы устранить этот правовой пробел, Минпромторг подготовил концепцию обеспечения безопасности дорожного движения, которая принимает во внимание использование машин с автопилотом. 29 августа завершается стадия общественного обсуждения документа.
Старт началу испытаний беспилотных автомобилей дал премьер-министр Дмитрий Медведев в ноябре 2018 года, подписав соответствующее постановление. Свою готовность протестировать технологичные разработки в этой сфере вслед за «Яндексом» выразили ещё шесть компаний. Например, прошлым летом российский поисковик запустил из Москвы в расположенный под Казанью Иннополис свой «бесшофёрный» автомобиль, а также приступил к тестовым испытаниям техники в Сколкове. На этот год компания запланировала вывести беспилотники уже на городские улицы.
Но чтобы продолжить испытания самодвижущихся экипажей в условиях реальной жизни, необходимо урегулировать ряд вопросов правового характера, в том числе и для определения критериев ответственности при дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовала машина на автопилоте.
По задумке чиновников Минпромторга, концепция обеспечения безопасности дорожного движения, учитывающая появление беспилотных машин на автодорогах общего пользования, должна повысить качество транспортных услуг.
В документе отмечается, что, поскольку действующие системы автопилота не способны обеспечивать необходимый уровень безопасности дорожного движения, большое значение приобретает то, как организовано взаимодействие транспортных средств и дорожной инфраструктуры. Интеллектуальный подход к организации транспортных потоков, полагают в ведомстве, поможет распределить ответственность между инфраструктурой и беспилотниками.
В частности, планируется использовать цифровые технологии, направленные на устранение мест концентрации ДТП, внедрить автоматизированные и роботизированные технологии организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения. Также предполагается, что беспилотные автомобили подключат к государственной автоматизированной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и оснастят бортовыми устройствами записи данных — чёрными ящиками.
«Предлагаемые меры — это меры упреждающего характера, — сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. — Это необходимо в связи с предполагаемыми и вполне возможными рисками при эксплуатации таких автомобилей в дальнейшем. Автомобили-беспилотники — это новая прогрессивная современная технология, и несомненно, что совсем скоро они выйдут на улицы наших городов. Поэтому очень важно и правильно своевременно создать условия для их безопасного передвижения по нашим дорогам».
В свою очередь, первый замглавы Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов отметил, что пока что в законодательстве нет даже понятия «беспилотный автомобиль». И поэтому необходимо вводить дополнительное правовое регулирование в этой сфере. «Нужно прописать, как их испытывать, как эксплуатировать. Это очень сложная система. Самый важный вопрос: кто будет отвечать, если беспилотник стал причиной ДТП или кого-то убил?» — задался вопросом Ефимов, предположив, что для решения этой проблемы потребуются изменения и в правила дорожного движения.
Между тем парламентарии уже активно работают над этим вопросом. В мае этого года глава Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев внёс в Госдуму законопроект «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств». Документ определяет понятия, необходимые для регламентации процесса эксплуатации беспилотного автотранспорта.
В частности, предлагается установить особый правовой статус таких автомобилей, ввести в законодательство возможности проведения их опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования и регламентировать порядок выдачи разрешений на испытание этого транспорта на дорогах. Депутат убеждён, что беспилотники нуждаются в особом правовом статусе, а контрольные функции за их опытной эксплуатацией он предложил закрепить за конкретным федеральным органом исполнительной власти, который должно определить Правительство. Документ также предполагает установить порядок выдачи разрешения на проведение тестовых заездов беспилотников на автодорогах и требований к минимальной страховой сумме, в пределах которой страховщик обязуется возместить вред, причинённый при эксплуатации инновационных авто.
В законопроекте отражены главные моменты использования беспилотного транспорта на наших дорогах, который даст стимул экономическому развитию.
«В законопроекте отражены главные моменты использования беспилотного транспорта на наших дорогах, который даст стимул экономическому развитию», — ранее пояснял Жигарев «Парламентской газете». Он добавил, что формирование рынка беспилотного транспорта в России будет идти ускоренными темпами: на первом этапе беспилотники затронут грузовые перевозки на федеральных трассах, далее возможно использование и пассажирских.
«Машины, которые будут в автоматическом режиме доставлять пассажиров или грузы к нужному месту, всё активнее будут входить в нашу жизнь, — отметил парламентарий. — И внедрение таких технологий произойдёт очень скоро. Уверен, даже быстрее, чем многие предполагают. И чтобы наша страна была в этой области конкурентоспособной, необходим понятный закон о беспилотном транспорте».