Минстрой разъяснил новые правила ведения ГИС обеспечения градостроительной деятельности регионального уровня
Как сообщает d-russia.ru, новые правила ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности регионального уровня (ГИСОГД) утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 года № 279.
Подписанным постановлением утверждаются:
— правила ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
— правила предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
— перечень сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, доступ к которым осуществляется без взимания платы с использованием официальных сайтов в сети Интернет.
В пресс-службе Минстроя России прокомментировали документ.
К 1 января 2022 года сведения, документы и материалы, ранее размещенные в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и городских округов, должны быть размещены в ГИСОГД региона.
Новые правила призваны ускорить процессы цифровизации строительной отрасли в регионах, что в глобальном смысле сделает отрасль максимально открытой, прозрачной и предельно понятной для всех участников градостроительной деятельности, считает министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев.
«В 2019 году Минстрой России провёл мониторинг, согласно которому 25 субъектов заявили о запуске в какой-либо форме региональной ГИСОГД, ещё 27 сформулировали планируемые сроки запуска системы. Новые правила позволят внедрить систему всем регионам и получить оперативный доступ к информации для качественного предоставления электронных государственных и муниципальных услуг в строительной отрасли. В обозримом будущем полная информация о развитии любой территории будет доступна на карте России, это позволит органам управления иметь актуальную картину о состоянии дел в отрасли, а инвесторам грамотно прогнозировать перспективы работы в том или ином субъекте», – пояснил Владимир Якушев.
Минстрою России по согласованию с Минкомсвязью России поручено до 1 июля 2020 года утвердить следующие документы:
— технические требования к ведению реестров ГИСОГД;
— методику присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в ГИСОГД;
— справочники и классификаторы, необходимые для обработки указанных сведений, документов, материалов;
— форматы предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в ГИСОГД.
Новые правила ведения региональных ГИСОГД разграничивают и определяют понятия сведений, документов и материалов ГИСОГД, детализируют компетенцию оператора информационной системы.
Правилами ведения ГИСОГД предусматривается размещение сведений, документов, материалов в информационной системе по разделам информационной системы в рабочей области государственного значения или в рабочей области местного значения с определением соответствующих прав доступа органов (организаций), уполномоченных на ведение ГИСОГД.
Как сказано в комментарии, впервые на нормативном уровне определены и закреплены основания для отказа в размещении в информационной системе сведений, документов, материалов, в числе которых несоответствие форматов направленных сведений, документов, материалов форматам, установленным для направления таких сведений, документов, материалов.
Введена обязанность органов, осуществляющих ведение ГИСОГД, при размещении сведений, документов, материалов, содержащих информацию о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), электрических сетей, сетей связи и иных сетей коммунальной инфраструктуры, обеспечивать актуализацию, обработку и систематизацию такой информации путем внесения ее в форме векторных пространственных данных в планы наземных и подземных коммуникаций.
При этом планы наземных и подземных коммуникаций должны содержать ссылки на сведения, документы, материалы, на основе которых в них содержится информация о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей, сетей связи и иных сетей коммунальной инфраструктуры.
Правилами ведения ГИСОГД расширены и детализированы требования к технологиям, программным, лингвистическим, правовым, организационным и техническим средствам обеспечения ведения ГИСОГД, включающие почти два десятка пунктов, призванных обеспечить эффективное и результативное функционирование системы.
Вся информация должна размещаться в ГИСОГД исключительно в электронной форме и в форматах, установленных правилами ведения системы.
Дополнен перечень разделов. Среди новых разделов: «Нормативы градостроительного проектирования», «Правила благоустройства территории», «Зоны с особыми условиями использования территории», «План наземных и подземных коммуникаций», «Программы реализации документов территориального планирования», «Информационные модели объектов капитального строительства».
В правилах предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в ГИСОГД, дифференцированы размеры платы за их предоставление.
При этом в перечень сведений, документов, материалов, содержащихся ГИСОГД, доступ к которым осуществляется на официальных сайтах бесплатно, включены:
— все виды градостроительной документации и нормативы градостроительного проектирования, правила благоустройства;
— сведения о выданных разрешениях на строительство, реконструкцию и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, разрешениях на условно разрешенный вид использования, разрешениях на отклонения от предельных параметров строительства объекта капитального строительства, о соглашении об установлении сервитута, о решении об установлении публичного сервитута;
— сведения о создании искусственных земельных участков на территориях муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;
— сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон;
— положения об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения на территории субъекта Российской Федерации;
— лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях лесного фонда.
Формат доступа к данной информации должен обеспечивать просмотр векторных моделей (карт) в интернет-браузере, просмотр характеристик выбранных пользователем объектов, включая информацию о местоположении, в том числе представленную с использованием координат, а также сохранение у пользователя просматриваемой информации в формате pdf.
Наталья Резина, директор портфеля проектов ООО «МетаПрайм», член экспертного совета по вопросам цифрового развития Ленинградской области:
В связи с принятием постановления правительства РФ от 13.03.2020 №279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» утратило силу постановление правительства №363 от 09.06.2006, а также приказ Минрегионразвития РФ от 30.08.2007 №85 «Об утверждении документов по ведению ИСОГД».
Положение к приказу определяло порядок ведения книг в составе ИСОГД и порядок присвоения регистрационных и идентификационных номеров. Кроме того, из порядка ведения книг следовал состав сведений (атрибутов), которые надлежало вносить при регистрации документа, и, что крайне важно — был определен состав и содержание справочников и классификаторов, которые надлежало использовать при внесении сведений. В состав классификаторов был включен классификатор документов.
Безусловно, очень важно, что наконец-то определен порядок ведения ГИСОГД субъекта РФ, поскольку отмененные постановление и приказ определяли порядок ведения ИСОГД, полномочия по ведению которой были возложены на органы местного самоуправления, в то время как Градостроительный кодекс ввел с 1.01.19 обязанность по созданию ГИСОГД субъектов РФ. В отсутствии правил ведения ГИСОГД субъектов регионам, создавшим ГИСОГД в 2019 году, пришлось самостоятельно определять регламенты ведения информации в системе, опираясь на недостаточно детализированные указания в федеральном законе, а также устаревшие нормативные акты по муниципальной ИСОГД.
Очевидно, что региональные системы, созданные на базе типовых тиражируемых решений, размещенных в Национальном фонде алгоритмов и программ, не соответствуют новому порядку и должны быть модернизированы. Модернизированы должны быть и системы, заявленные как типовое тиражируемое программное обеспечение (ТТПО). Возможно, что Минстрой все-таки в этот раз сделает рациональный шаг и формализует правила «зачисления» систем в «типовые тиражируемые», учтя при этом периодическое изменение требований к таким системам — наверняка очередные изменения произойдут при появлении ГИСОГД РФ и потребуется очередная доработка систем. Регионы же, использующие ТТПО, должны быть уверены при своих внедрениях, что все федеральные требования учтены и каждому субъекту отдельно не придется нести затраты на однотипные доработки.
Но перед тем как в очередной раз объявить список ТТПО, актуального в 2020 году, должны быть разработаны и приняты дополнительные регламенты по ведению ГИСОГД субъектов. Такие регламенты должны быть приняты именно на федеральном уровне, чтобы достичь нужной унификации.
На мой взгляд должны быть как можно скорее разработаны и приняты:
— положение, определяющее порядок присвоения регистрационных номеров;
положение, определяющее обязательные классификаторы и справочники, по крайней мере — классификатор документов. Принимая во внимание общие и понятные задачи по сокращению затрат на ведение систем и времени на формирование справочных и разрешительных документов, предоставляемых в рамках государственных и муниципальных услуг, классификатор документов должен быть дополнен требованиями к содержанию (частям документа или пакета документов, подлежащих размещению в ГИСОГД);
— постановления/распоряжения или приказы, определяющие машиночитаемые формы градостроительных документов, по сути — спецификации предоставляемых градостроительных документов. Необходимо при этом четко указывать необходимость использования открытых форматов и не допускать закрытых форматов, требующих повсеместного приобретения специализированного, как правило импортного ПО. Например, к таким форматам относится DWG (один из наиболее распространенных форматов хранения проектных данных – ред.);
— приказы, определяющие регламенты и спецификации взаимодействия ГИСОГД. субъектов с федеральными системами через СМЭВ. Информационное взаимодействие с подобными системами на сегодня отсутствует, что требует дублирования ручного ввода информации;
— методические рекомендации по ведению ГИСОГД субъектов. Большинство пользователей уже столкнулись или столкнуться в самое ближайшее время с тем, что требования Градостроительного кодекса и его подзаконных актов не применимы к ранее утвержденным градостроительным документам.
Недостаточная определенность в требованиях федерального уровня приводит сегодня к тому, что регионам требуется подготовиться к растянутой во времени доработке своих систем. Вопросы регионов есть уже сейчас и необходимо сформировать единые рекомендации. Возможно даже требуется создать центр компетенций или методического сопровождения ГИСОГД субъектов.