Эксперт: отсутствие информации и специализированных кадров являются основными препятствиями для внедрения «точного земледелия»
«Точное земледелие» и его более узкое проявление- спутниковое картирование – активно развиваются в России и за рубежом. Однако в то время как в Европе и США сельское хозяйство уже давно стало высокотехнологичной отраслью, Россия пока только встает на эти рельсы. Как пишет в своем материале издание «Агродиджитал. РБК», крупные агрохолдинги полностью или частично применяют спутниковые технологии, малые и средние предприятия только присматриваются к ним, сообщает Вестник ГЛОНАСС.
Самой быстроразвивающейся цифровой технологией становится создание электронных карт для сельхозпроизводителей. Суть технологии заключается в автоматизированном анализе спутниковых карт полей и создании на их основе карт электронных. Спутниковые карты предлагают целый комплекс полезных сведений: химический состав почвы, ее увлажненность, угол наклона относительно горизонта, количество получаемого солнца, преобладание ветров, наличие поблизости природных и неприродных объектов. С помощью спутникового мониторинга сельхозпроизводители могут контролировать сроки и качество основных агротехнических работ, что позволяет оптимизировать управление сельхозпроизводством; контролировать участки эрозии, заболачивания, засоленности и опустынивания почв; вести учет и инвентаризацию посевных площадей и многое другое.
С помощью спутниковых карт в режиме реального времени можно оценивать состояние посевов, определять области вымерзания озимых посевов, выявлять раннюю засуху, участки гибели растений от болезней, насекомых или загрязнения пестицидами. Регулярно обновляемые спутниковые карты позволяют отслеживать такой важный показатель здоровья посевов, как индекс вегетации растений NDVI. По цветовому тону изображения полей можно делать выводы об их состоянии в течение всего периода созревания.
Космическая съемка помогает прогнозировать природные катаклизмы, такие как засуха, наводнения, нашествия вредителей, с которыми всегда был связан риск в сельскохозяйственной отрасли.
Для создания более точных электронных карт полей и их 3D-моделей, кроме спутниковых снимков, используются аэрофотоснимки, а также специальные программы управления на базе геоинформационных систем (ГИС). Конкурировать со спутниковыми картами в сельском хозяйстве пытаются беспилотные летательные аппараты. По мнению экспертов, эти две технологии могут хорошо дополнять друг друга: в облачную погоду можно использовать беспилотный авиционные средства, а в остальное время — спутниковые карты.
«В ближайшие три-пять лет применение спутниковых технологий в сельском хозяйстве станет нормой, какой, например, сейчас является использование навигаторов. И те, кто вовремя не вскочил в этот поезд, рискуют очень быстро стать неконкурентоспособными на рынке сельхозпродукции», - отмечает издание.
Почему же, если цифровые технологии являются таким серьезным подспорьем для фермеров, ими не пользуются все сельхозпроизводители без исключения? Как пояснила журналу «Вестник ГЛОНАСС» генеральный директор компании ExactFarming Анна Кудинова, главной проблемой является отсутствие актуальной, доступной и понятной информации о существующих на рынке электронных сервисах. «Фермерским хозяйствам еще надо умудриться узнать о таких цифровых решениях. Люди глубоко не понимают о данных сервисах, и никто им эту информацию не доносит. Сейчас в вузах начали преподавать специальные предметы для будущих агрономов, но это стали делать совсем недавно, а в агрономической отрасли сейчас работаю в основном люди сорока, пятидесяти, шестидесяти лет. Те люди, которые давным-давно закончили вуз и не знакомы с такими тонкими технологиям», - пояснила эксперт.
По её словам, сейчас стали появляться региональные инициативы: проводятся специальные программы для уже работающих фермеров по современным достижениям в сельхоз области. Но это только-только начали делать. И нет соответствующей общефедеральной программы, а чтобы эффективно использовать цифровые технологии этому надо учить.
Агрономы, хозяева сельхоз угодий прежде всего нацелены на прибыл и выгоду. Человек должен совершенно четко знать в каких случаях он должен применить то или иное решение, зачем, а также подходит ли оно для его бизнеса или нет. «Глобальная проблема – необученность людей, для которых это все производится. Надо понимать, что фермеры не так хорошо управляются с ноутбуками, облачными сервисами. Я сейчас не говорю о крупных агрохолдингах, у которых есть целые IT-отделы. Средние и мелкие сельхозпроизводители не так хорошо разбираются в облачных технологиях для того, чтобы погрузиться в эту сферу самостоятельно», - отметила Анна Кудинова.
Также встает серьезный ценовой барьер. «Люди пока не понимают, зачем платить за цифровые решения. Например, без трактора фермер обойтись не может, а без этих цифровых решений люди как-то обходились. Люди не воспринимают это как некую необходимую вещь, за которую надо заплатить. Для многих - это как икра на бутерброде. Ценовой барьер будет стоять до тех пор пока люди своими глазами не увидят на сколько это быстро окупается и на сколько это помогает в работе», - сказала гендиректор компании.
Есть еще одна проблема – кадровая. Например, некоторые хорошие агрономы старой закалки отказываются работать с цифровыми данными, их никто не заставляет. Агрономов умеющих работать с цифровыми сервисами сейчас на рынке мало. «Ведь использование цифровых сервисов это не просто инсталляция какой-то программы, с цифровыми данными надо уметь работать. Иногда люди ждут, что они возьмут цифровое решение и что-то произойдет само. Но если инструмент есть, но вы его не используете – то он и не работает. Чтобы он был полезен им надо правильно пользоваться», - заключила собеседник журнала.