D-russia.ru: о проекте приказа Минстроя о технических требованиях к ГИСОГД
На сайте "D-russia.ru" опубликована статья А. Дударева, генерального директора ООО «Джемс Девелопмент» "О проекте приказа Минстроя о технических требованиях к ГИСОГД". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Минстрой России 21 апреля для публичного обсуждения опубликовал проект приказа «Об утверждении технических требований к ведению реестров государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, методики присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, форматов предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности».
Проект приказа даёт ответы на часть вопросов к постановлению правительства РФ от 13 марта 2020 № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», которые ранее были обозначены нами в статье «О новых требованиях к ведению ГИС обеспечения градостроительной деятельности».
Разъясняется, какие документы и в каких разделах должен размещать субъект РФ, а какие – органы местного самоуправления (ОМСУ). Так, к исключительным задачам ОМСУ отнесено ведение разделов:
раздел 3 «Документы территориального планирования муниципальных образований»;
раздел 5 «Градостроительное зонирование»;
раздел 6 «Правила благоустройства территории»;
раздел 11 «План наземных и подземных коммуникаций».
В отношении ведения плана наземных и подземных коммуникаций появилась ясность: такой план должен формироваться в виде векторной информационной модели, на основе постоянно обновляемых сведений об инженерных сетях и коммуникациях. Наконец-то нормативное обоснование получили работы, которые необходимы для выработки градостроительных решений на застроенных территориях, и которые уже более 10 лет по сути выполнялись «подпольно» многими органами местного самоуправления. Прописанные технические требования к актуализации этих сведений в ГИСОГД дают возможность организовывать и финансировать эту деятельность в муниципалитетах на должном уровне.
Вообще, в автоматизации задач эффективной эксплуатации и планирования развития системы энергообеспечения населенных пунктов я вижу большой оптимизационный потенциал и экономическую целесообразность.
Ведение в ГИСОГД «цифрового двойника» сетей энергообеспечения – это необходимое условие создания ГИСОГД с функциями ИСИАП – информационной системы аналитической поддержки принятия градостроительных решений, предусмотренной градостроительным кодексом. Сегодня временные и финансовые затраты на подключение объектов капитального строительства к коммунальным сетям энергообеспечения – серьёзный барьер для многих инвесторов, девелоперов, застройщиков. Комплексная автоматизация этих процессов мне кажется востребованной и актуальной в условиях экономического кризиса.
Разделы ГИСОГД теперь не полки в шкафу, а «автоматизированные реестры», каждый со своей объектной моделью. Хотя к модели есть отдельные вопросы (которые, как я надеюсь, можно будет уточнить в процессе публичного обсуждения и учесть в финальной редакции текста приказа), в целом стало понятно, что Минстрой России идёт в направлении цифровой трансформации строительной отрасли, к интеграции данных ГИСОГД субъектов РФ для использования в единой федеральной информационной системе.
Говоря словами заместителя министра строительства Дмитрия Волкова на одном из онлайн-форумов, «федеральная ГИСОГД – это не обобщение и не поглощение уже созданных региональных государственных информационных систем. Это, фактически, то что называется BI: верхнеуровневая система для анализа».
Пока не очень ясны задачи федеральной системы, однако понятно, что под эти задачи должна быть задана и соответствующая модель представления входной информации. С позиции разработчика ГИСОГД считаю предложенную модель приемлемой. Важно, что за субъектами РФ оставлено право при создании и эксплуатации ГИСОГД расширять её, сохраняя совместимость по ключевым объектам.
Хорошим решением является также требование пространственной привязки всех сведений, документов и материалов, размещаемых в ГИСОГД. Это позволит автоматически учитывать эти данные при автоматизации процессов по управлению развитием территории и в перспективе сократит труд на подбор материалов при предоставлении сведений ГИСОГД (конечно, при условии, что они будут размещаться в системе с соблюдением установленных требований). Однако практическая реализация будет осложнена тем, что во многих регионах страны до сих пор не решена задача единого координатного пространства, а единая электронная картографическая основа отсутствует и в ближайшие годы её появление в местных системах координат, в которых осуществляется вся юридически значимая деятельность на территории Российской Федерации, не планируется.
Предложенные на обсуждение технические требования значительно расширяют содержательную сторону вопроса и значительно упрощают формальную часть регистрации – остаются в прошлом книги регистрации, хранения, проблемы связанности и нумерации, всё то, что нужно было лишь для того, чтобы сохранить возможность параллельного учёта на бумаге.
В то же время к документу есть и ряд вопросов. Вот основные.
1. Предоставление сведений ГИСОГД. Услуга ориентирована на удобство для рынка, постановлением правительства № 279 от 13.03.2020 и приказом предусмотрены следующие формы:
а) сведения в виде справки из информационной системы;
б) сведения об объекте капитального строительства;
в) копия документов, материалов;
г) копия материалов и результатов инженерных изысканий;
д) сведения об объектах, документах, материалах.
Суть каждой формы предоставления данных из ГИСОГД в проекте приказа умещена на одной странице и в принципе понятна. Наиболее востребованной мне видится форма сведений в виде справки из информационной системы, однако форма данной справки в проекте приказа не приводится.
Считаю, что реализация может быть единой для всей страны и представлять собой расширенный, «справочный» градостроительный план земельного участка, своеобразный инвестиционный паспорт территории, который может запросить не только собственник земельного участка, но и потенциальный инвестор. В отличие от градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) данная справка будет отражать возможности и ограничения использования территории на конкретную дату, но не фиксировать эти условия во времени, как это делает ГПЗУ.
Ранее некоторые регионы разработали свои формы предоставления таких справок, интересные примеры есть в Москве, Хабаровске, Приморском крае. Можно разработать единые минимальные требования, взяв за основу накопленный ими опыт.
2. Межведомственное взаимодействие в электронной форме. Возможность осуществления такого взаимодействия заложена в нормативных актах, однако сами xsd-схемы (XSD, или XML Schema – язык описания структуры XML-документа – ред.) остались за рамками проекта приказа. Даже если Минстрой планирует расширение состава сведений для обмена с федеральной ГИСОГД, первые версии целесообразно было бы разработать и утвердить как можно раньше. Причём считаю, что это нужно сделать не только для предоставления сведений, но и для их направления и размещения в ГИСОГД.
Также для профессиональных участников будет полезен сервис направления сведений в ГИСОГД через портал государственных услуг, для чего также желательно разработать единые требования к форме направления таких сведений или даже реализовать её в виде концентратора на ЕПГУ (чтобы каждый субъект не изобретал свой велосипед).
3. Ведение информационной модели территории в ГИСОГД. Техническими требованиями предусмотрено, что «в случае, если для отдельных классов, размещаемых данных, содержащих пространственную (картографическую) информацию, требования в Приложении № 2 к настоящим Техническим требованиям не установлены, их размещение осуществляется в соответствии с требованиями к их цифровому описанию, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в иных случаях публикация данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными оператором информационной системы».
Однако в настоящее время такие требования установлены в единичных случаях, например, для документов территориального планирования (приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10 (ред. от 09.08.2018) «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. № 793».
Для документации по планировке территории, документов градостроительного зонирования, а также иных материалов (например, схем в области благоустройства, транспорта, социальной и коммунальной инфраструктуры) такие требования не установлены. Следовательно, разместить в ГИСОГД и тем более использовать эти данные для автоматизации задач отрасли будет затруднительно, хотя именно эти сведения интенсивно используются в самых нагруженных процессах управления развитием территории.
Решая эту задачу, отдельные регионы создают и утверждают собственные требования к данным (см., например, как это сделано в Приморском крае или в Сахалинской области). Такие требования предъявляются ко всем поставщикам информации региональных геоинформационных систем и ГИСОГД.
Для сокращения времени на размещение информации в ГИСОГД целесообразно рассмотреть возможность поэтапного установления подобных единых требований к цифровой форме представления всех типов документов, подлежащих размещению в ГИСОГД. В первую очередь это важно в отношении документации по планировке территории и материалов инженерных изысканий, на основе которых предполагается формирование плана наземных и подземных коммуникаций.
4. В технических требованиях отражается вынужденное дублирование информации иных федеральных государственных информационных систем, таких, как ЕГРН или ФИАС. Решение этого вопроса я ожидаю от национальной системы управления данными (НСУД), но пока до практической реализации НСУД мы, как мне кажется, далеко.
5. Ряд вопросов о назревших в связи с реформой ГИСОГД точечных внесениях изменений в градостроительный кодекс, например, об обязательном направлении в ГИСОГД решений об отмене размещенных в ГИСОГД документов и о синхронизации самого перечня документов между различными нормативными правовыми актами, чтобы в предложенной конструкции цифровой ГИСОГД не оставалось существенных пробелов.
В заключение хочу отметить, что тем субъектам РФ и ОМСУ, которые ранее не вели ИСОГД в электронной форме, или относились к данным ИСОГД не как к информационной модели территории, а как к отсканированным бумажным документам, исполнение приказа может доставить трудности и потребует повышения квалификации сотрудников в области информационных технологий.
Что, как разработчик информационных систем, я оцениваю только положительно.