На сайте "КоммерсантЪ" опубликована статья Степановой Ю. "ГЛОНАСС настраивают на большие данные". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Большие данные системы ГЛОНАСС могут монетизировать, следует из предложений, рассматриваемых ее оператором. Согласно одному из проектов, для этого может быть создана дочерняя компания, которая будет обрабатывать информацию и продавать ее субоператорам для реализации клиентам — например, IT-компаниям. Такая информация может использоваться в проектах по внедрению беспилотного транспорта, полагают участники рынка.
Телематические данные, полученные от автотранспорта, использующего систему ГЛОНАСС, предлагается продавать IT-компаниям, следует из презентации проекта создания «мастер-оператора» ГЛОНАСС и профильного инвестиционного фонда (есть у “Ъ”). Проект подготовлен одним из участников рынка систем обработки телематических данных для автотранспорта, уточнил собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией. В АО ГЛОНАСС подтвердили получение презентации, отметив, что рассматривают много различных предложений.
100% АО ГЛОНАСС принадлежит Росимуществу. Компания выступает оператором системы экстренного реагирования при ДТП, а также оказывает коммерческие услуги автопроизводителям и страховым компаниям. В систему экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» попадает информация с устройств вызова экстренных служб, которые устанавливаются с 2017 года на все продаваемые в России автотранспортные средства. В другие системы АО ГЛОНАСС поступают данные с аппаратуры спутниковой навигации (АСН), которая устанавливается на транспорт для трекинга. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка АО ГЛОНАСС за 2018 год составила 2,1 млрд руб., чистая прибыль — 173,4 млн руб.
Для обработки телематических данных, полученных от автотранспорта, предлагается создать «мастер-оператора» — дочернюю компанию АО ГЛОНАСС с привлечением сторонних инвесторов, следует из проекта, имеющегося у “Ъ”. Предполагается, что обработанную информацию мастер-оператор будет продавать созданным на деньги организованного в рамках проекта инвестфонда субоператорам, которые уже и будут реализовывать их конечным клиентам. В 2021 году предлагается провести пилотные запуски проекта, на которых субоператоры смогут заработать 300 млн руб. К 2030 году выручка субоператоров будет составлять 23,3 млрд руб., мастер-оператора — 6,4 млрд руб., а АО ГЛОНАСС от этого проекта — 2,2 млрд руб., следует из расчетов в презентации.
В самом АО ГЛОНАСС сообщили “Ъ”, что компания не планирует продавать данные, получаемые из системы экстренного реагирования при ДТП, добавив, что «теоретически речь может идти только о монетизации данных, полученных от АСН». Такую аппаратуру ставят в основном на коммерческий транспорт — автобусы и автомобили, перевозящие опасные грузы.
Вряд ли многие IT-компании захотят приобрести данные ГЛОНАСС, но заинтересоваться ими могут проекты по внедрению беспилотного транспорта, полагает директор центра разработки Artezio (входит в группу «Ланит») Дмитрий Паршин. Однако удивляет предложение продавать эти данные, а не предлагать к ним доступ для улучшения систем и разработки решений в интересах потребителей, ведь речь идет о безопасности движения и качестве организации транспортных сетей, подчеркивает он.
Кроме того, потенциальным заказчиком данных могли бы стать страховые компании, которые могли бы улучшить процессы урегулирования убытков по тяжелым авариям, добавляет директор по развитию бизнеса в страховании IT-компании КРОК Денис Гаврилов. С точки зрения правомерности использование данных в агрегированном виде не вызовет проблем, уверен он, однако наибольший интерес для заказчиков представляло бы использование именно персональных данных, дающих доступ к конкретному водителю, что потребовало бы получения согласия на обработку и передачу данных конкретной компании.