Европейские специалисты призывают к созданию независимых навигационных систем
Как сообщает Вестник ГЛОНАСС, в 2018 году первый в истории Европейский план радионавигации провозгласил следующее: «признано, что [...] ГНСС не должен быть единственным источником информации о PNT. Таким образом, альтернативные системы PNT, не обязательно использующие радиочастоты, должны быть созданы там, где этого требует критичность применения».
В 2019 году Европейское космическое агентство (ESA) объявило постоянный открытый конкурс предложений по исследованиям и системам позиционирования, навигации и хронометража, включая те, которые не имеют никакого отношения к космосу.
Одним из первых результатов стал финансируемый ESA проект морской устойчивости и целостности судоходства, или MarRINav, недавно осуществлённый в Британии.
«Морская навигация и портовые операции имеют критическое значение почти для каждой страны, – заявил Джонатан Тернер. – Как островное государство с сильным морским наследием, мы, возможно, ценим это больше чем другие». Тернер – соучредитель компании NLA International, занимающейся выработками решений в области безотходной экономики. Эта компания возглавила команду из восьми организаций, сотрудничающих над проектом.
Проект сосредоточился на Британии, однако его цель – предоставление информации и аналитической основы, которые могли бы использоваться другими странами.
Морское судоходство – один из секторов, наиболее зависимых от глобальных навигационных спутниковых систем и в наибольшей степени осведомлённых об уязвимости ГНСС и её последствиях. Исследователи пришли к выводу, что целостность и устойчивость – два наиболее важных параметра для морской навигации.
По мнению авторов доклада, морской сектор – один из секторов, наиболее готовых к интеграции космических и наземных навигационных систем. Международная морская организация ввела стандарт производительности для многосистемного приёмника, или MSR, который будет включать в себя широкий спектр навигационных сигналов.
Как ни отвлекал Brexit в течение последних четырёх лет, Великобритания находила время на решение проблем своей уязвимости к отключениям ГНСС.
В докладе по экономике Лондона за 2017 год были приведены данные о том, что пятидневное отключение ГНСС будет стоить стране по меньшей мере 1,3 миллиарда долларов в день. В качестве частичного решения проблемы в докладе были названы сервисы eLoran и Satelles.
В феврале этого года правительство Великобритании объявило о создании виртуального Национального хронометражного центра для защиты страны от риска отказа ГНСС, и в марте был опубликован окончательный отчёт MarRINav.
Среди результатов проекта можно отметить следующее:
— Соединённому Королевству необходима всеобъемлющая морская архитектура PNT с многочисленными и разнообразными источниками для обеспечения непрерывности морских операций;
— Такое «гибридное решение» могло бы принести пользу другим секторам, особенно если неморские потребности будут рассматриваться на ранних стадиях проектирования;
— Новые системы PNT должны быть наземными и независимыми;
Создание такой системы для Великобритании имеет очень положительное соотношение выгоды и затрат;
— Важными аспектами новой архитектуры являются электронные ГНСС (Galileo и EGNOS), усовершенствованный сервис Loran (eLoran) и дальномерный режим (R-Mode) УКВ-системы обмена данными (VDES), а также дополненный специфическими разработками алгоритма автономного мониторинга целостности морского приёмника (M-RAIM);
— Locata или аналогичная локальная система позиционирования должна быть внедрена в портах Великобритании для обеспечения резервного копирования контейнерных операций;
— Сервис спутникового хронометража и локации компании Satelles может иметь потенциал, но его полезность для морских перевозок ещё не доказана.