В ОП РФ обсудили пакет законопроектов о землеустройстве
Как сообщает oprf.ru, 6 августа на площадке Общественной палаты РФ прошла общественная экспертиза пакета законопроектов о землеустройстве, а также поправок в Земельный и Гражданский кодексы Российской Федерации.
«Земля — это главное наше богатство. С земли не только начинается сельское хозяйство, это еще и основа и экологического, и социально-экономического благополучия нашей страны, ее национальной безопасности. Мы в своей работе уделяем этому направлению первостепенное внимание», — отметила в своем выступлении председатель Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Юлия Оглоблина.
Она напомнила, что отраслевая Комиссия ОП РФ в мае проводила общественные слушания на эту тему с участием Секретаря ОП России Лидии Михеевой. Именно там было принято решение о проведении общественной экспертизы пакета законопроектов. После они были направлены в региональные общественные палаты, общественным экспертам. В результате систематизации полученных комментариев организаторы констатировали, что большая часть профессионального и гражданского сообщества настроена критически к пакету законопроектов.
«В присланных замечаниях отмечается, что название законопроекта “О землеустройстве” не соответствует его содержанию, так как объектом выступают только земли сельхозназначения, — рассказала Оглоблина. — Основная цель документа, по мнению ряда экспертов, заключается в попытке изъять земли сельхозназначения для освоения их под застройку, а землеустроителей сделать сотрудниками бюджетных учреждений, что, в свою очередь, может привести к ухудшению квалификационной подготовки таких специалистов».
Основным предложением общественников и экспертов стало проведение всестороннего мониторинга всех земель в Российской Федерации, определение границ и характеристик земельных участков для постановки их на кадастровый учет. И только потом, по мнению опрашиваемых, можно перейти к установлению территориальных зон. Кроме того, важно провести землеустроительные работы применительно и к другим категориям земель, а не только к землям сельхозназначения.
Член Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Михаил Бажинов уверен, что изменения в законодательстве должны обеспечить эффективное правовое регулирование земельных отношений, исключить споры о терминологии. По его словам, должно появиться больше квалификационных и организационно-правовых требований к специалистам по земле. Бажинов считает, что утверждение пределов установленных участков должно проводиться на основе Земельного кодекса.
Академик РАН, профессор Государственного университета по землеустройству Виктор Хлыстун, критикуя законопроект “О землеустройстве”, рассказал, что сам является членом рабочей группы по его подготовке, но отметил, что мнение научного и экспертного сообщества в ней зачастую не учитывается.
«Считаю, что данный законопроект имеет ряд профессиональных недостатков, один из которых — отсутствие четкого определения места и роли землеустройства в системе институтов, обеспечивающих развитие экономики России. Земля присутствует по всех отраслевых экономиках, и ее эффективное использование определяет прогресс нашей страны. Несмотря на создание рабочей группы, наше мнение при подготовке документа не учитывалось. Понятия и формулировки в законопроекте расплывчатые, отсутствует новаторство и прорывные аспекты. В законопроекте не прописаны полномочия и функции всех участников землеустройства, не разграничены роли правообладателей, — считает Виктор Хлыстун. — Мы предлагаем разделить землеустройство на три вида: государственное, муниципальное и инициативное — и в зависимости от этого определять порядок проведения работ и источник финансирования. Необходимо четко определить цели землеустройства для дальнейшей оптимизации землепользования. Зонирование может быть и должно быть на основе категорий земель. Это традиционная классификация».
Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов поддержал позицию ученого. По его мнению, данный законопроект не решает тех задач, которые заявлены и давно назрели в отрасли.
«Большая проблема — это несовершенство отдельных процедур в землеустроительной сфере. В документе мы видим несостыковку видов территориального деления на региональном и федеральном уровнях. Имеем нечеткую систему взаимосвязей внутри территориального планирования. Отсутствует системный, комплексный подход соотнесения землеустроительного и градостроительного деления. Обособление земель сельхозназначения отрицательно скажется на развитии и других отраслей: транспорт, туризм, социальная сфера и т. д.», — уверен общественник.
Член ОП РФ Айгун Магомедов обратил внимание на такую острую проблему, как антропогенное опустынивание территорий, в частности в Кизлярском районе Дагестана: «Вытаптывание растительности парнокопытными животными, превращение пастбищ в песчаные барханы, отсутствие системы орошения — все это приводит к самым негативным процессам и разрушениям экосистемы и требует решения на федеральном уровне. Считаю, что рассматриваемый законопроект носит антифермерский характер, его надо пересмотреть и переработать».
Начальник отдела развития агропромышленного комплекса, природных ресурсов, экологии, СНТ и муниципального контроля администрации городского округа Луховицы Московской области Александр Лагутин отметил, что в документе на муниципалитеты возложены функции обеспечения работ на земле, но в бюджетах муниципальных образований совершенно нет средств и многие из них дотационные. Поэтому выполнить возложенные обязанности они не смогут. Он предлагает пересмотреть этот момент и большую часть ответственности сохранить за федеральной властью.
Директор департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России Екатерина Демушкина заявила, что необходимо четко определить объект и субъект регулирования землепользования, включить в законопроект государственную поддержку освоения земель.
В ходе совещания участники предложили провести полную инвентаризацию земель для установления их границ и характеристик. Высказались против отмены категорий земель, в частности ликвидации категории «земли сельхозназначения». Эксперты считают нелогичным то, что регулированием земель должны заниматься муниципальные образования с учетом норм субъекта Федерации, при этом функция обеспечения продовольственной безопасности относится к сфере ответственности федеральной власти.
По результатам проведенной общественной экспертизы законопроектов будет подготовлено заключение и направлено разработчику — Росреестру. По словам Оглоблиной, судьбу данных законопроектов Общественная палата продолжит держать на контроле, так как в таком виде вносить их в Госдуму преждевременно, а по их доработкам предстоит большая работа.
На Землеустройство уже давно всем плевать. Теперь в "тренде" кадастр и тер.планирование. И произошло это всё из-за массовой приватизации, когда ПТЗ со своим объемом информации стали не нужны. И чё там, эти землеустроители опять бузу поднимают-страна столько денег вбухала в продвижение ППМТ - ведь работать с плоской землей, где ветра не дуют, вода не течёт и деревья не растут гораздо проще…