В Совфеде назвали основные проблемы при комплексных кадастровых работах
Как сообщает Парламнтская газета, опыт регионов показывает, что отсутствие проектов межевания территорий и длительные сроки рассмотрения документации в органах кадастрового учёта остаются одними из главных проблем при проведении комплексных кадастровых работ. Об этом на «круглом столе» 3 декабря рассказал член Комитета Совета Федерации по экономической политике Эдуард Исаков.
Сенатор напомнил, что в соответствии с Федеральным законом «О кадастровой деятельности» комплексные кадастровые работы выполняются при наличии проектов межевания территорий либо проектов организации и застройки территории.
«Одной из самых главных проблем проведения комплексных кадастровых работ является отсутствие проектов межевания территорий. Органы местного самоуправления в первую очередь должны изготовить и утвердить градостроительную документацию, а также обеспечить внесение изменений в местные бюджеты в части планирования финансовых лимитов», — сообщил Искаков.
При этом комплексные кадастровые работы проводятся в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в региональных и местных бюджетах. Большое количество регионов получает отказ Росреестра о заключении соглашения о предоставлении субсидий из Федерального бюджета на проведение работ.
«Многие считают, что такой отказ обусловлен формальными причинами. В целях повышения эффективности проведения комплексных кадастровых работ предлагается упростить процедуру извещения правообладателей земельных участков под многоквартирными домами», — продолжил законодатель.
Кроме того, при проведении комплексных кадастровых работ возникает необходимость перераспределить земли участка, на котором расположен многоквартирный дом, с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
«Это приводит к дополнительным расходам бюджета органа местного самоуправления на проведение самостоятельной процедуры перераспределения таких земельных участков, — отметил сенатор. — При уточнении границ земельных участков часто выявляется увеличение или уменьшение площади более 10 процентов, предусмотренных законом «О кадастровой деятельности». Сведения о таком земельном участке включаются в карту-план территории при наличии письменного согласия правообладателя такого земельного участка».
По его словам, согласие сложно получить в силу разных причин: не все граждане проживают на территории объектов, находящихся в их собственности, сведения о местонахождении граждан не всегда содержатся в сведениях Единого госреестра недвижимости. Также часто встречаются случаи, когда в ЕГРН сведения о правах числятся за лицами, ушедшим из жизни, а в права наследования никто не вступает.
Также в ходе проведения комплексных кадастровых работ у исполнителя работ возникают проблемы взаимодействия с правообладателями объектов недвижимости, в том числе по доступу к объектам недвижимости.
Осложняет и увеличивает сроки проведения комплексных кадастровых работ постановка на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, в отношении которых правообладатель самостоятельно проводит кадастровые работы вне рамок комплексных кадастровых работ.
Регионы предлагают сократить сроки рассмотрения документации в органах кадастрового учёта по результатам проведения комплексных кадастровых работ.
«В результате в ходе проверки карты-плана территории Росреестром выявляется пересечение земельных участков, и материалы возвращаются исполнителю на доработку», — пояснил Исаков.
Ещё один вопрос заключается в том, что в законодательстве отсутствует механизм постановки на государственный кадастровый учёт выявленных объектов без согласия правообладателей. Поэтому эффективность работ недостаточно высока.
По мнению парламентария, требует решения и проблема снятия с кадастрового учёта и регистрации, прекращения права на объекты недвижимости, которых больше нет. «Регионы предлагают сократить сроки рассмотрения документации в органах кадастрового учёта по результатам проведения комплексных кадастровых работ», — рассказал Эдуард Исаков.
Также предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство в части исправления границ кадастрового квартала по границе населённого пункта, проведения комплексных кадастровых работ в отношении не только кадастровых кварталов, но и территорий единого землепользования сельскохозяйственного назначения.