1. В ГИС, компьютерной графике и картографии - проектирование и генерация изображений, в том числе геоизображений, картографических изображений и иной графики на устройствах отображения (преимущественно на экране дисплея) на основе исходных цифровых данных и правил и алгоритмов их преобразования. Инструментальные средства В. включают масштабирование изображения (scalling, zooming), т.е. изменение его размера по одному или нескольким направлениям сцены, а именно его уменьшение (reducing, zoom in) и увеличение (enlarging, zoom out), кратное целому или задаваемое пользователем; прокрутку , или скроллинг (scrolling) изображения, размер которого превышает габариты отображения; панорамирование , т.е. непрерывный сдвиг всего изображения в окне, его плавную прокрутку (pan, panning); пролистывание, или покадровый просмотр, браузинг, броузинг (browsing) многослойного набора, или последовательности изображений; процесс отображения на экране средствами компьютерной графики больших объемов численной информации, полученной в результате сбора или являющейся результатом численного моделирования, и формирования изображения сцены, среди которых: воспроизведение (display) - вывод данных; введение изображения (fade-in) - графический прием, заключающийся в плавном увеличении интенсивности изображения от минимального до необходимого значения; выведение изображения (fade-out) - графический прием, заключающийся в плавном уменьшении интенсивности изображения от фактического до минимального значения; наложение изображения (superposition of image) - совмещение двух или нескольких изображений в одном окне в единой системе координат; замещение изображения (substitution of image) - наложение, при котором старое изображение полностью замещается новым; размещение сверху (superimpose) - размещение объекта, состоящего из прозрачных или полупрозрачных областей, поверх других изображений (например, текста поверх других видеоизображений); инверсия (inversion) - замена цветов всех пикселов изображения на дополнительные. Для используемой в мониторах RGB палитры, такая операция может быть выполнена заменой соответствующей составляющей цвета на ее дополнение (rgb), получаемое по формулам: r=1-R, g=1-G, b=1-B, если основные цвета представлены значениями в диапазоне от 0 до 1; выделение (extraction, highlighting, allocation) - выделение детали изображения или сегмента посредством модификации визуальных атрибутов; специальный эффект (special effect) - дополнительное средство, расширяющее возможности выделения объектов: мерцание, интенсивность (яркость), образное (негативное) изображение, звук; гашение (blanking, supression) - подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов; заливка (flood filling), или закраска (filling), закрашивание (fill) - однотонная закраска плоских графических объектов, имеющих четкие границы; штриховка (crosshatching) - закраска области или всего изображения с помощью шаблона, образованного параллельными или пересекающимися линиями. При В. картографических изображений, кроме того, используются различные графические переменные и особые способы картографического изображения. Получаемые в результате В. изображения могут быть плоскими, или двумерными, планиметрическими (planimetric images, 2-D view, 2-D images) и трехмерными (volumetric images, 3-D view, 3-dimensional view, perspective view) изображениями; последние из них строятся в аксонометрической, ортогональной или перспективной (центральной) или иной проекции из центра (центров) проецирования - точки обзора (vista point, view point, point of view) с определенными характеристиками: высотой над поверхностью, расстоянием до нее и направлением обзора. По степни реалистичности результата В. различают нитяные , или сеточные (fishnet image), каркасные, или проволочные, проволочно-каркасные (wire-frame image), полутоновые, или светотеневые (half-tone image) изображения. Одна из функций обработки цифровой модели рельефа, зачастую используемая совместно с другой операцией обработки ЦМР - наложением на трехмерное изображение планиметрического слоя, или "драпировкой" (draping), в том числе цифровыми аэро- или космоизображениями, позволяет получать высокореалистичные объемные изображения территории, динамическое манипулирование которыми (в том числе в тренажерных системах) дает эффекты, близкие к виртуальной реальности. Высокая реалистичность (фотореалистичность) В. достигается текстурированием (texture mapping) изображений при использовании моделей трехмерных данных, допускающих связь текстурного элемента, или тексела (texel, от англ. texture element) поверхности тела с атрибутивными данными. Визуализируемое изображение может дополнятся "подставкой" (base); в случае, если грани визуализируемого блока используются для В. подповерхностного строения тела, такие изображения носят название блок-диаграмм. Выделяют 2,5-мерные изображения (2.5 view), под которыми понимаются: 1) любые плоские изображения рельефа в изолиниях; 2) плоские блок-диаграммы, лишенные трехмерного изображения; 3) любые трехмерные изображения на плоскости в упомянутом выше смысле, признавая трехмерность исключительно "истинных" трехмерных изображений (true 3D view): стереомодели, наблюдаемой на стереоприборах, объемных или стереоизображений, полученных анаглифическим, голографическим и иными способами, в том числе на специализированных объемных дисплеях непосредственной трехмерной В. типа DVDD (Direct Volume Display Device). Финальная В. сконструированного трехмерного изображения носит название рендеринга, или "экранизации" (rendering).
2. В дистанционном зондировании: дополнительно к общим визуализационным возможностям - воспроизведение цифрового изображения или результатов его обработки на дисплее с помощью специальных структур данных, существенно увеличивающих скорость В., - т.н. «пирамидных слоев» (pyramid layers, reduced resolution datasets), позволяющих вписывать множество пикселов исходного снимка в ограниченное число пикселов окна дисплея с выводом на него одного из предварительно построенных изображений с разрешением, последовательно уменьшающимся 2, 4 или 8 крат.