Искусственная действительность, во всех отношениях подобная подлинной и совершенно от нее неотличимая. При этом между искусственной действительностью и воспринимающим ее человеком образуется двусторонняя связь. Динамическая модель реальности создается средствами трехмерной компьютерной графики и обеспечивает (с помощью специальной аппаратуры: шлема-дисплея (head-mounted display, HMD) и сенсорной перчатки) взаимодействие пользователя с виртуальными объектами в режиме реального времени с эффектом его участия в конструируемых сценах и событиях. Важное место в возникновении и развитии систем В.р. принадлежит тренажерам, прежде всего авиационным. С расширением круга пользователей WWW возникла потребность включения в Web-страницы элементов В.р.;этой цели служит язык VRML. Создание элементов В.р. средствами ГИС, связанное с высокореалистичным воспроизведением внешнего вида физиономичных элементов ландашафта при различных внешних условиях (дневного, ночного и сумеречного освещения; наличия облачности, тумана и дымки; сезонных изменений в состоянии ландшафта; фенофаз растительного покрова и т.п.) на основе трехмерного моделирования местности путем наложения аэро- или космического изображения на цифровую модель рельефа, находит применение в симуляторах и тренажерных системах.